Я долго думал, написать комментарии или нет, уже более 500 мнений, это говорит о важности обсуждаемой темы. Конечно, вопросы оплаты обучения важны, но я хотел бы остановиться на более системных вопросах. Не для кого не секрет, что наше образование находится в глубоком кризисе и продолжает деградацию. Какие основные причины этого:
1. ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ бюджетной формы приводит к тому, что главным для вуза становится не КАЧЕСТВО и девиз «ГЛАВНОЕ СОХРАНИТЬ КОНТИНГЕНТ». Отчисление всего лишь нескольких студентов приводит к невозможности полномасштабной реализации (особенно инженерного) образования. Подушевое финансирование почти убило нашу среднюю школу, сделав главным оценки и наличие контингента, сейчас оно убивает наше высшее образование.
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ: вернуть хотя бы для инженерных специальностей финансирование по плану приема , как было в СССР. Не важно, сколько заканчивает по специальности из группы 1 или 20, главное чтобы он был Инженером, а не недоучкой.
2. ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ. Главные критерии получения высшего образования – отсрочка от армии от наиболее «престижного вуза». Но реально, стране не нужно такое количество недоинженеров, нужны квалифицированные рабочие, техники и пр. Ситуация, когда мест в Вузах больше, чем выпускников школ, не приемлема. Это девальвирует сам смысл высшего образования, которое должны быть элитарным (для тех, кто смог освоить программу, а не для всех). Молодой человек в 17 лет часто не знает, что он хочет, но он знает, что армия – это плохо. Надо в корне поменять эту ситуацию.
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ: Отменить ВСЕ отсрочки от призыва. Право на высшее образование на бюджетной форме должны иметь только те юноши, которые ГОД отслужили в рядах ВС (или после прохождения альтернативной службы), девушки – после года стажа по специальности (такое было в СССР), отдельная категория для лиц по программам реабилитации инвалидов. Такой подход сразу решит вопрос мотивации у студента, он 100 раз подумает, что ему выгоднее (нужнее).