К igarvel, 24 декабря 2014
«Противопоставление потребностей людей их платежеспособному спросу абсолютно не продуктивно. Раньше население довольно было, увидев лишь какой-нибудь сорт сыра на прилавках магазинов, ныне ворчит по поводу отсутствия сортов с плесенью, попавших "под раздачу" санкций, или из-за не завезённых плодов фейхоа. Иными словами, потребности людей развиваются вместе с повышением их платежеспособности, и разве не к этому мы стремились, пытаясь реализовать социалистический принцип «каждому по его потребностям»?».
Уважаемый Игорь! Я не противопоставляю платежеспособный спрос людей их потребностям. Я упрямо говорю о том, что платежеспособный спрос – это ложный показатель удовлетворения потребностей людей. Отсутствие тех или иных деликатесов на прилавках российских магазинов огорчает только тех, у кого высокие платежные возможности. Тех, у кого низкие платежные возможности, огорчает отсутствие возможность купить хотя бы какой-нибудь сыр по сегодняшним ценам. Многие российские граждане с низкими платежными возможностями ходят в сегодняшние магазины, как в музеи: только посмотреть и понюхать выставленные в витринах товары. Они демонстрируют не отсутствие потребностей, а отсутствие возможности их продемонстрировать. С ростом платежеспособности растут не потребности людей, а их возможности удовлетворить уже существующие потребности.
Принцип «каждому по способности» - это коммунистический принцип распределения, а не социалистический. Чтобы хотя бы на шаг приблизиться к такому принципу, надо сначала реализовать принцип «каждый по способности, каждому по труду». О каком удовлетворении потребностей с помощью платежеспособного спроса можно говорить, если по данным Росстата, в октябре т.г. общая численность безработных в России выросла по сравнению с сентябрем на 151 тыс. чел. и составила 3 млн. 871 тыс. чел., или 5,1% экономически активного населения? Какой у них может быть платежеспособный спрос при наличии пособий по безработице в размере от 800 руб. до 4900?