Проблему образования нужно решать по следующим основополагающим принципам:
1. Заработная плата учителя школы, колледжа, преподавателя вуза - увеличить до уровня 25-30 тысяч рублей. При этом повысить требования к учителю по собственному самообразованию и профессиональной подготовке. Нужна система стимулирования.
2. Программы дисциплин постоянно модернизировать в соответствии с требованиями реалий жизни, а значит образовательные стандарты должны быть в постоянной доработке и корректировке.
3. Вузовское образование максимально увязать с производством, чтобы выпускник, придя на предприятие, сразу включался в производственные процессы, а не переучивался заново. Нужно внедрение программы производственной практики, чтобы студент знакомился с предприятием, на котором он будет работать, ещё со студенческой скамьи.
4. Необходимо создание на базе университетов специализированных лабораторий и технопарков с современным оборудованием. А если быть точнее, то в каждом техническом вузе должно быть создано минипредприятие с возможностью получения заказов непосредственно от самих предприятий.
Что касается прекрасной школы образца Советского Союза, то, по моему глубокому убеждению, она как минимум - не актуальна в настоящее время, а как максимум - это рюкзак с грузом, который мы даже на 20% не используем за свою жизнь. Это не значит, что нужно убрать из школьной и институтской программы те дисциплины, которые не пригодятся, но свести из к разумному минимуму, тем самым, высвободить учебную нагрузку на предметы по непосредственным специальностям. Тогда мы получим в будущем отличный кадровый резерв.