Целиком поддерживаю идею о возможности перевода успешных студентов на бюджетные места. Причем, на мой взгляд, целесообразно обеспечить возможность перевода и в обратном направлении - с бесплатного на платное обучение для тех студентов, кто поступил на бюджет, но со временем "расслабился" и стал учиться хуже. Если в группе, к примеру, из 20 студентов будет 5 бюджетных мест, занимать которые будут 5 человек, набравших наибольшее число баллов по результатам последней сессии, то это создаст стимулы для отличных результатов на протяжении всего обучения, а не только в момент поступления. Тем же, кто хорошо учится, но временно выбыл из числа бюджетников и не имеет возможности платить, можно предоставить образовательный кредит.
Что же касается фиксации платы за обучение, то это, конечно, хорошее и важное дело. Только имеются опасения, что руководство ВУЗов, дабы скомпенсировать недополученные средства (и не обидеть себя, конечно) просто сэкономит на чем-то другом - не менее нужном и важном (на материально-техническом обеспечении, зарплатах преподавательскому составу и т.д.). И особенно вероятно это в условиях кризиса. Как бы не вышло у нас, Дмитрий Анатольевич, который раз уж по-черномырдински: "Хотели как лучше, получилось как всегда".
Согласен с высказанным здесь мнением сотрудников ВГИКа о том, что плата за второе высшее образование для поступающих на режиссерский, сценарный факультеты лишь вредит делу. Эти специальности имеют свою специфику - наибольшую ценность здесь представляют абитуриенты зрелые, имеющие за плечами жизненный опыт и сформировавшееся мировоззрение, осознанно идущие в искусство, а не «зеленые» вчерашние школьники. Я знаком с некоторыми людьми - бесспорно талантливыми, творчески одаренными, которым место в искусстве, но они не могут позволить себе этого из-за непомерно высокой платы за второе высшее образование.