Проблемы высшего образования глубже и серьёзнее. Большинство преподавателей достигли пенсионного возраста, работая из-за многолетней привычки и безобразно маленькой пенсии. С их уходом возрождение системы образования станет малореальным при любом увеличении зарплат. Советская средняя и высшая школы занимали передовые позиции в мире, определяя успехи во многих областях науки и техники. Разумные реформы предполагают сохранение фундаментальности образования, глубокой естественнонаучной подготовки. Вместо этого предлагается слепое следование западным образцам, резко ухудшается подготовка в области математики и естественных наук под лозунгом, что школьникам и специалистам такая подготовка не нужна. Это предполагает, что новые технологии будут разрабатываться за границей, нашим согражданам остаётся роль обслуги, а для «специалистов» главное - правильно нажимать кнопки на западной (восточной) технике и в зарубежных программах.
Что необходимо сделать помимо подъёма зарплат?
За основу школьных и вузовских программ взять образцы 70-80 годов, аккуратно модернизируя их. Систему бакалавр – магистр наполнить иным смыслом. Пусть бакалавр соответствует прежнему технику, а магистр – инженеру или специалисту. Подготовку магистров разумно сосредоточить в ведущих ВУЗах, проводя её на основе приёма на бюджетные места. Подготовка магистра требует более фундаментальной базы, которую надо закладывать сразу на младших курсах. Абитуриенты должны сразу поступать на обучение на уровень магистра или бакалавра. Закрепить места в ВУЗах за профессорами, которые руководят отбором абитуриентов, контролируют учебный процесс и подписывают диплом, лично гарантируя качество образования. На основе ВУЗов организовать мощные корпорации, в которых студенты и преподаватели работали бы в соответствии со своей квалификацией. Возродить табель о рангах для всех госслужащих, включая работников образования, медицины, военных и т.д.