Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
На мой взгляд, для того, чтобы система НПО действительно заработала, в первую очередь требуется решить вопросы профориентационной подготовки школьников. Я руковожу одним из профессиональных училищ г.Сарапула (Удмуртская Республика). Стаж моей работы в этой должности невелик (5 мес.), но проблемой, требующей ПЕРВООЧЕРЕДНОГО решения я вижу восстановление приоритетов и престижа профессий материального производства, преже всего, машиностроения.
В этом году мы не смогли выполнить в полной мере набор на обучение профессиям станочников, слесарей, швей и т.п. Работая с местными административными органами, мы получаем прогнозируемые потребности региональной промышленности, тогда как выпускники школ имеют на этот счет свои мнения и вытекающие из них намерения. Эти намерения не совпадают с прогнозами, и в результате мы имеем массу желающих стать продавцами, торговыми агентами и другими работниками, чей труд не связан с "рукомеслом".
Казалось бы, пути решения ясны: работайте плотнее со школами - и всё. Мы сожгли в этом году, фигурально выражаясь, озеро бензина, разъезжая по окрестным школам, изощрялись в части методов проведения агитации, но набор оказался "в стороне" от этих усилий.
Конечно, подъём уровня педагогических сотрудников НПО очень важен. Например, я имею степень кандидата технических наук, звание доцента, заведовал кафедрой технологии машиностроения, но что из того, когда профессии, имеющие стратегическую важность для страны, априори не рассматриваются поступающими как привлекательные?
Пришло время признать, что для исправления ситуации необходимы СИСТЕМНЫЕ мероприятия, в числе которых я вижу пересмотр критериев оснащения и финансирования системы НПО (как, скажите, кормить учащихся в соответствии с требованиями САНПИН не более, чем на 30р. в день?) и популяризацию всеми доступными средствами профессий материального производства.
С уважением, Константин Ларионов.