Продолжение моего поста от 18 марта 2009 13:51.
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ госслужащими доходов и имущества, распространение декларирования на членов их семей – абсолютно не меняет ситуацию с коррупционным полем. Эта новация меняет исключительно набор относительно безопасных для коррупционера вариантов легализации нажитого коррупционным путем. Кого-то из тех коррупционеров, кто ранее был недальновиден и использовал негодный (слишком явный) способ легализации, удастся разоблачить и, возможно, наказать. Впрочем, коррупция в правоохранительных и судебных органах может и этого не позволить.
В дальнейшем коррупционеры будут действовать осмотрительнее, будут искать и использовать иные формы легализации. Главное то, что при такой борьбе с коррупцией им и дальше будет, что легализовать. Перекрыть же законом все возможные формы легализации, по всей видимости, невозможно в принципе.
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА законов и законопроектов означает попытку ограничения влияния обстоятельства (1) – права усмотрения чиновника, при сохранении двух других обстоятельств, указанных в моем предыдущем посте. Такой подход приведет к тому, что «чиновничьи низы», эксплуатирующие разного рода ниши, будут продолжать искать новые ниши, провоцировать их создание, обязательно будут противодействовать работе «верха» по устранению таких ниш и, во всяком случае, не станут этой работе помогать. А сама эта работа по устранению ниш в такой ситуации (с сопротивлением «низов») окажется необъятной и превратится в формальность где-то на полпути. Кому-то из тех, на кого возложена борьба с коррупцией, уже сейчас это неясно?
Если власть рассматривает сами по себе декларирование и экспертизу законов (проектов) в качестве эффективных мер борьбы с коррупцией, в качестве "направления главного удара", то перспективы такой борьбы в целом выглядят крайне сомнительно. В таком случае придется признать, что власть не планирует в дальнейшем доводить борьбу с коррупцией до принципиального завершения.