Здравствуйте!
Хочу рассказать грустную историю про своего студента. Студент 1-го курса. Ходит он ко мне уже почти год, читает книжки, но при этом упорно просит дать ему какую-нибудь работу, научную и самостоятельную. Студент хороший, школьная подготовка по физике была неплохая, но какая может быть научная работа на 1-м курсе? Никакая. Сегодня он мне заявил категорически - работу хочу! Спрашиваю, зачем? Отвечает, денег получать, 15 т.р. в месяц, надбавка к стипендии. На 1-м курсе? Да, говорит. Ещё говорит, у них примерно каждый второй уже имеет такую надбавку, а некоторые, участвуя в НИРС на разных кафедрах, двойную (30 т.р. в месяц, на первом курсе...). Спрашиваю, что за научные работы? В ответ рассказывает о чудесных опытах, в рассказе узнаю классические опыты 19-го века. Грустно. Для сравнения: оклад с.н.с. = 18 т.р. в месяц, ведущего инженера 16 т.р. Надбавки удваивают зарплату (относительно оклада), в очень успешных лабораториях утраивают. Но с.н.с. делает новую науку, а студент сравнимые деньги получает за демонстрацию известных опытов. Проблема не в деньгах. Правительство деньги добывает, Правительство деньги и тратит, как считает нужным. Проблема в воспитании студентов. Что выйдет из студента, который приобретает такой опыт научной деятельности? Учёный? Никогда. Привыкнет получать ни за что, а в реальной науке пахать надо. А чтобы достигнуть успеха на мировом уровне, пахать нужно, как рабу на галерах (я не про себя, у меня индексы скромные.