Управление высшим образованием является моей профессией. Я доктор университетского менеджмента, и работаю университетским администратором уже 21 год, причем в разных странах: в СССР/России, в 7 странах Европы и последние 10 лет в США. Я думаю, что для России в настоящее время главнейшим является необходимость определить, какую стратегию развития национальной академии избрать. Либо это традиционная советская концепция подготовки кадров, тогда вся риторика нынешнего правительства верна: стране нужны проф. кадры по областям производства в определенных количествах и нужной подготовки. Осуществление этой задачи надо вести также по советски: гос. вузам ставится гос задача-план, под него сверху бюджет, уч. планы, и пр. и результат - ежегодный выпуск специалистов с последующим свободным трудоустройством или обязательным распределением.
А если речь идет о модернизации - т.е. наукоемкое производство, опирающиеся на достижения от научных исследований, - то и система должна быть иной. Проф. образование тогда не есть задача вовсе, а управленческая функция министерства по отношению к университетам получится не нужной. Тогда задачи свои университеты определяют как максимально современное образование с избранной студентом специализацией в определенную область научного знания. Студенты учатся путем участия в научных изысканиях. А также получают практический опыт по применению знаний в практику, т.е. технологический трансфер в производство. А университет должен от этого всего процесса поиметь финансовый результат и научится зарабатывать. Этого можно достичь только наличием национальной системой автономных, науко-направленных и деньгозарабатывающих университетов. Национальные исследовательские университеты - замечательный шаг, теперь им надо дать свободу бизнес-деятельности, акад. свободы и научить университетскому менеджменту. Надо помочь русской академии выйти в мир и она сама займет достойное место - уверен. И готов в этом помочь практически.
С уважением,
Alex Kuraev-Maxah, Ph.D.