(Из рабочей встречи с Министром природных ресурсов Юрием Трутневым 25 февраля 2010 года)
Д.МЕДВЕДЕВ: Как идёт работа над изменением законодательства в экологической сфере?
Речь идёт о двух компонентах этого законодательства, а именно о предельно допустимых выбросах, регулировании этой технологической стороны экологии и, с другой стороны, об усилении ответственности или, скажем так, об ответственности за совершение экологических правонарушений. Потому что где-то она должна усиливаться, а где-то, может быть, она должна быть, наоборот, приведена в соответствие с разумными требованиями.
Как идёт работа, когда будет подготовлен соответствующий набор законопроектов, и что они содержат?
Ю.ТРУТНЕВ: Работа над законопроектами находится в завершающей фазе, в апреле мы должны внести в Правительство Российской Федерации два документа. Сейчас они проходят этап согласования, мы обсуждаем их широко с бизнесом, со всеми федеральными органами исполнительной власти, потому что они, по сути дела, изменяют сценарные условия не только для экологии, но и для экономики. Мы действительно создаем объективную систему нормирования, основанную не на частных лимитах для каждого предприятия, а на том воздействии, которое предприятие осуществляет на окружающую среду и по сбросам в водные источники, и по выбросам в воздух.
Д.МЕДВЕДЕВ: А как подсчитывается это воздействие?
Ю.ТРУТНЕВ: Оно базируется на предельно допустимых концентрациях, которые установлены исходя из воздействия на организм человека. И когда мы говорим об ответственности, то ответственность для законопослушных предприятий, для тех предприятий, которые будут находиться в пределах установленных нормативов, будет даже ниже, то есть предприятия будут платить ниже; за превышение – плата будет больше.
Общая направленность законопроекта – скажем так, создать мотивации для модернизации предприятий, потому что главная цель – не только улучшить экологию, но и модернизировать предприятия, сделать так, чтобы переходить на более современные технологии было выгодно.
Сегодня таких мотивов в законодательстве, к сожалению, нет. Поэтому мы очень надеемся, что в апреле, если наши предложения будут приняты, мы такие законы сможем принять.
Д.МЕДВЕДЕВ: Во всем мире профилирующей сейчас является тема так называемого зелёного роста, то есть роста экономик за счёт использования современных, экологически выверенных, энергоэффективных технологий, в том числе с использованием альтернативных источников энергии. Эта тема абсолютно актуальна для нас, у нас тоже есть свои нормативы, свои цели по энергоэффективности, поэтому изменение экологического законодательства надо состыковать вот с этим самым вопросом энергоэффективности, чем мы с вами тоже занимаемся. Сделать так, чтобы, действительно, у наших предприятий появилась мотивация, появились побудительные стимулы к тому, чтобы вкладываться в общее оздоровление экологической ситуации, с одной стороны, а с другой стороны – подтягивать уровень своих производств и очистные сооружения, технологические стандарты ведения собственного бизнеса под лучшие мировые образцы. Здесь, конечно, только палкой их не заставишь это делать – это должна быть система экономической мотивации. И преимуществ, и санкций – вот из этого нужно исходить.
Ю.ТРУТНЕВ: Мы исходим именно из того, что наша задача – мотивировать предприятия к применению лучших технологий, и у нас весь этап реформирования экологического законодательства разбит на две фазы. Первая – это как раз изменение системы нормирования и ответственности, вторая фаза – переход на принцип наилучших существующих, доступных технологий, когда мы будем оценивать работу предприятий исходя из лучших технологий, наличествующих в мире на этот момент, будем составлять свой национальный перечень наилучших технологий.