10 июня 2014

Утверждена стратегия развития туризма в России на период до 2020 года

На совещании с вице-премьерами 9 июня 2014 года

Д.Медведев: У нас уже, по сути, начался не только экзаменационный период для школьников, для студентов, но и период отпусков. И совсем недавно я утвердил стратегию развития туризма в нашей стране на период до 2020 года.

Наша страна в общем достаточно притягательный объект для туризма. Мне тут написали: «Занимает достаточно прочное положение на международном туристическом рынке», но это не совсем так.

Мы можем занять прочное положение, потому что для этого у нас есть все возможности, но пока это у нас не получается. Тем не менее мы входим в десятку стран-лидеров по количеству посещений иностранцами (приблизительно 5% мирового турпотока). Нужно ещё анализировать структуру этого туристического потока: кто и когда приезжает. В любом случае потенциал, действительно, у нас очень высокий. Люди из многих стран, действительно, интересуются и нашей культурой, и нашей историей, хотят посмотреть памятники, хотят посмотреть наши театры, музеи, да и просто природу нашей необъятной страны узнать лучше.

У нас множество хороших мест, но необходимо проводить и дальше работу по открытию для туризма тех российских регионов, которые, может быть, сейчас не являются эпицентром внимания туристов, а для этого нужна нормальная туристическая инфраструктура, которую у нас, к сожалению, не везде можно найти.

У нас есть центры притяжения, куда люди приезжают. Это наши две столицы, это, конечно, Сочи, Казань, Владивосток, некоторые сибирские города. Сейчас необходимо будет особенно усиленно заниматься Крымом, потому что его туристический потенциал колоссален.

Для всего этого нужно действительно кардинально повысить качество российских туристических услуг, создавать и транспортную инфраструктуру, и гостиничную базу, и формировать вообще в целом так называемую дружелюбную среду; готовить, кстати, специалистов в области гостиничного хозяйства, в области туристического бизнеса, потому что именно от них зависит первое впечатление и последнее впечатление тех, кто приезжает на территорию нашей страны.

Сфера эта высококонкурентная. Абсолютное большинство стран хотело бы заниматься оказанием туристических услуг. Причём я имею в виду в данном случае уже не только международный туризм, но и внутренний туризм, потому что наши люди теперь тоже имеют возможность выбирать и принимать решение о том, куда свои деньги помещать – в туристическую сферу нашей страны или ехать куда-то за границу.

Задача очень сложная, но в то же время уверен, что у нас очень хороший потенциал для этого.

О.Голодец: По поводу стратегии въездного и внутреннего туризма: это действительно основополагающий документ для развития туризма в нашей стране. Он ставит для нас амбициозную задачу – увеличение внутреннего туризма с 31,7 млн (это цифра, которую мы имели по прошлому году) до 76 млн в течение ближайших четырёх лет. Это предполагает очень серьёзные усилия по развитию гостиничного хозяйства и инфраструктуры бизнеса. В стратегии обозначены определённые туристические кластеры, и мы видели, что, например, «Белокуриха», «Плёс» действительно устойчиво развиваются и подведение инфраструктуры практически удваивает число мест в местах, традиционно привлекательных для Российской Федерации.

В особую отрасль выведен детский туризм. В прошлом году эта программа начала свою апробацию и первым местом, куда поехали российские школьники, был Санкт-Петербург. В этом году программа расширена, включено Золотое кольцо, и мы планируем дальше развивать эту программу для уникальных мест России – и Камчатка сюда войдёт, и войдут некоторые исторические, природные заповедники Российской Федерации, где интересно побывать каждому школьнику, каждому россиянину.

Сама стратегия охватывает географию всей страны. Практически в каждом регионе есть свой туристический кластер, который будет поддерживаться стратегией. Я уверена, у нас есть и средства, и организационные усилия, которые позволят эту стратегию выполнить.

Д.Медведев: Средства у нас есть, но, может быть, их не так много, как всем бы хотелось. Очень многое в этой ситуации будет зависеть от позиции руководителей регионов. Мы знаем, в тех регионах, где этому уделяют повышенное внимание, и гостиничные места создаются, и специалисты появляются, а там, где отношение такое, скажем мягко, спокойное, ничего не происходит и всё в советском виде до сих пор. Но сегодня в такие места уже просто так не поедут. Хотя есть люди, которые любят такой именно, «дикий» вариант отдыха, необходимо всё-таки, чтобы были созданы все условия для самых разных категорий людей. На это нужно обратить внимание.

Вся стенограмма http://government.ru/news/12936