Д.Медведев: Сегодня мы обсудим готовность системы образования к проведению единого госэкзамена в текущем году. Совсем скоро уже последний звонок прозвучит, наши школьники приступят к сдаче экзамена. Давайте им пожелаем удачи.
Теперь, собственно, к теме селектора. В 2014 году, по предварительным данным, в едином госэкзамене примет участие почти 750 тыс. человек, из них около 700 тыс. – это выпускники 2014 года. Для сдачи единого госэкзамена создано почти 6 тыс. пунктов проведения экзамена.
В этом году специфика, наверное, этого экзамена ещё и в том, что впервые итоговая аттестация по российским стандартам будет проходить в Республике Крым и Севастополе. По просьбам всех, кто там учится и живёт, мы установили школьникам возможность самостоятельно сделать выбор, как сдавать: либо сдавать единый госэкзамен, так, как у нас все сдают, либо обычные экзамены в том формате, который определяет Министерство образования и науки. Причём, насколько я понимаю, и в следующем году такая практика тоже может быть сохранена. Это для того, чтобы обеспечить плановый переходный период. Естественно, потом, через какое-то время, у них уже будут абсолютно те же самые правила, что и на остальной территории России.
Уважаемые коллеги! Единый госэкзамен стал уже достаточно привычным, с этой формой итоговой аттестации уже все свыклись. В общем, это вполне прозрачная система проверки знаний школьников, которая способна определить реальный уровень знаний.
Но это не значит, что система единого госэкзамена идеальна. Ну во-первых, потому что всё-таки, хотя к ней уже и привыкли, но мы не так давно её практикуем, и во-вторых, в любом случае любая система тестирования должна меняться. Меняются формы и способы передачи знаний, меняются иногда критерии оценки. Естественно, мы совершенствуем единый госэкзамен, тем более что есть и проблемы с организацией сдачи самого госэкзамена, почему, собственно, я всех на видеоселектор и позвал.
К примеру, по итогам 2013 года было зафиксировано свыше 1 тыс. нарушений порядка проведения единого госэкзамена. Мы достаточно пристрастно смотрим за тем, как он проводится. Наверное, с этим даже связан определённый рост нарушений, то есть это не потому, что все сразу стали такими нарушителями, а просто гораздо внимательнее стали относиться к тому, как он сдаётся, и это правильно.
В основном эти нарушения были связаны с так называемым вскрытием конвертов, которые содержали контрольные материалы, до начала экзамена, для того чтобы посмотреть, что там, и, естественно, подготовиться получше. С другой стороны, это использование самими школьниками мобильных телефонов и других технических средств, различного рода способов выхода в интернет или к каким-то другим ресурсам. И наконец, существует необъективная оценка экспертами экзаменационных работ, что, надеюсь, всё-таки встречаться будет всё реже и реже.
Кроме того, в целом контрольные материалы незаконно размещались в интернете.
Иногда, что, конечно, совсем прискорбно, нам приходилось сталкиваться с нарушениями в масштабах практически целого региона. Именно поэтому один из показателей, который применялся для оценки эффективности работы органов местной власти (речь идёт о доле школьников, которые не сдали ЕГЭ, в общей численности выпускников), в настоящий момент исключён указом Президента и теперь не является таким довлеющим обстоятельством.
Надеюсь, это будет в лучшей степени способствовать увеличению прозрачности единого госэкзамена, с тем чтобы не возникало у руководителей на местном уровне желания просто залакировать картинку, сделать её более благостной, выгодной с помощью административного ресурса.
В любом случае борьба с нарушениями при проведении единого госэкзамена должна быть продолжена. Я уже говорил как-то на эту тему: в конечном счёте, это вопрос даже не к властям (в конечном счёте, подчёркиваю) и не к показателям, а вообще-то это вопрос к самим школьникам, потому что именно они должны понимать, что это оценка их знаний. В государствах, где такого рода тестирования уже давно применяются, я думаю, практически никому из школьников в голову не приходит списывать. Не потому, что не хочется списать (наверное, всем хочется иногда что-то списать, школьникам-то уж точно хочется), но просто они понимают, что это бессмысленно. Можно там какую-то оценку получить, а дальше-то что? Поэтому с этим действительно связана профессиональная самореализация, уровень жизни тех, кто в конечном счёте сдаёт этот первый и очень важный в своей жизни экзамен.
Надеюсь, что министерство учло уроки прошлогодней аттестации, подготовило изменения в организационную схему единого госэкзамена. Мы говорили об обязательном оборудовании пунктов единого госэкзамена видеонаблюдением, увеличении числа экзаменационных материалов для разделения комплектов по часовым поясам, чтобы всё-таки создать тот определённый временной лаг, а также аккредитации общественных наблюдателей за проведением единого госэкзамена на различных уровнях, – как я понимаю, все эти меры подготовлены.