11 ноября 2013

Развитие телекоммуникационных технологий позволит заниматься дистанционной медицинской помощью

На заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан 8 ноября 2013 года

Д.Медведев: На заседании Правительства 17 октября мы утвердили Программу гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2014–2016 годах. Эти гарантии предусматривают равный доступ к услугам здравоохранения. Но что такое равный доступ? Это не просто набор принципов, а это физические возможности: возможность получить медицинскую услугу в самых разных местах нашей очень сложной страны. Поэтому мы сегодня с вами обсудим, как реализуется принцип доступности медицинской помощи на территории нашей страны, поговорим об организации так называемых выездных форм этой работы, включая и такой сложный в техническом плане вопрос, как санитарная авиация. Для нашей страны тема очень актуальная, как и для целого ряда других стран, но, может быть, у нас она наиболее острый характер имеет, потому что во многих регионах отмечается крайне низкая плотность населения. Если требуется экстренная медицинская помощь, медикам приходится добираться очень далеко на самых разных подручных средствах, я уже не говорю о том, что профилактика в таком случае становится очень трудной.

Для решения этой проблемы региональными программами развития здравоохранения на 2012–2020 годы предусмотрена организация более чем 200 передвижных врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. Сразу хочу сказать, потом в докладе у Министра здравоохранения, у других коллег это, наверное, прозвучит: сейчас в России работает 27 передвижных центров здоровья (это приблизительно пятая часть от того, что нам нужно), 43 передвижные врачебные амбулатории (это приблизительно треть от того, что нам нужно) и 22 передвижных ФАПа (это, может быть, шестая часть от того, что нам нужно), поэтому работы ещё в этом плане непочатый край. Ещё буквально одна цифра: у нас, например, обеспеченность такими важными приборами, как маммографы, от расчётной потребности составляет всего 28%. Тем не менее всё равно шаг вперёд, и весьма значительный, был сделан, и в этом году с помощью мобильных комплексов врачи смогли осмотреть свыше 340 тыс. граждан. Это, конечно, далеко не закрывает нашу потребность, эта потребность гораздо выше.

В передвижных врачебных амбулаториях, ФАПах, оказывается первичная медико-санитарная помощь прежде всего, конечно, сельским жителям, которые проживают в посёлках численностью менее 100 человек. Мы должны всегда при принятии решений помнить, что это точно такие же наши граждане.

Мы вчера, кстати, говорили, например, про интернет и необходимость добраться практически до любого посёлка, сегодня говорим о здравоохранении. Кстати, это вещи связанные, потому что использование телекоммуникационных технологий позволяет заниматься дистанционной медицинской помощью, а это очень важно. Мы сейчас только что в больнице смотрели как раз пример такой. Москва – город, конечно, плотный, но даже здесь, для того чтобы добраться из одного места в другое, иногда часы тратятся. А так – врачи связались друг с другом, посмотрели снимок, выработали тактику лечения (выглядит всё это весьма убедительно), можно быстро принять решение. А что уж говорить о ситуациях, когда расстояние между населёнными пунктами, например, между центром субъекта Федерации и какой-то деревней сотни километров.

У нас появились такие специализированные машины. Они разные, как мне Вероника Игоревна сказала (В.Скворцова), они на базе нашей техники и на базе иностранной техники. Вот мы сейчас смотрели здесь: это и маршрутные автобусы специализированные для доставки пациентов в поликлиники, и специализированные машины, и «теплоходы здоровья», и «поезда здоровья». В общем и целом я считаю, что мы должны развивать различные формы доставки пациентов, просто потому что страна разная – где-то водой удобно добираться.

Ещё одним вопросом, который я хотел бы сегодня обсудить, является развитие санитарно-авиационной службы. Совсем недавно, в среду, я проводил совещание по развитию региональной авиации. У нас там тоже есть движение вперёд. Одним из видов региональной авиации, по сути, является санитарная авиация. Всего на поддержку региональной авиации мы запланировали в этом году израсходовать более 12 млрд рублей, включая, правда, развитие и сеть малых аэродромов. Деньги немаленькие, но ещё не такие, как нужны. Тем не менее отрасль мы будем продолжать поддерживать, в том числе субсидиями из бюджета, которые компенсируют авиакомпаниям расходы на покупку самолётов, вертолётов или на приобретение их в лизинг. Если мы, например, договоримся о том, чтобы установить на них специальное медицинское оборудование, эти воздушные суда можно было бы использовать и в санитарной авиации. Причём нам нужно учитывать весь международный опыт организации процесса доставки людей санитарным транспортом, не только наш собственный, но и иностранный. В советский период система санитарной авиации действовала и приносила свою пользу. В больших городах санитарная авиация (а речь идёт не только о деревнях, конечно) помогает оказать более быстро медицинскую помощь, включая высокотехнологичную – это доставка вертолётами.

В условиях плотного транспортного потока экстренная медицинская помощь, особенно при ДТП, тоже, к сожалению, осуществляется у нас не так быстро, как нам бы хотелось. Поэтому наша задача – приближать и медицинские средства, и соответствующие центры по оказанию медицинских услуг к наиболее оживлённым, наиболее трудным местам для оказания неотложной помощи, для оказания экстренной медицинской помощи в течение максимально короткого времени, в пределах того, что принято называть золотым часом, во всяком случае стремиться к этому.

Другое направление работы я уже тоже сегодня обозначил – это дистанционное консультирование, использование телемедицинских консультаций. По видеосвязи можно не только проводить какие-то локальные консультации, что на самом деле очень важно для выработки тактики по конкретному случаю, но и организовывать консилиумы, проводить возможные медицинские семинары.

Поэтому регионам крайне важно развивать инфраструктуру высокоскоростной связи, о чём я уже сказал. И вчера мы с членами Правительства, с приглашёнными губернаторами говорили о необходимости дальнейших шагов по преодолению так называемого цифрового неравенства. В нашей стране цифровое неравенство – это не только возможность где-то поковыряться в компьютере, получить информацию, но это и вопрос жизни, именно из-за расстояний, которые в нашей стране существуют. Хотел бы также отметить, что это проблема не одного Минздрава и точно уж не одного Правительства, в ней должны участвовать все власти, включая и региональные власти.

Вся стенограмма http://government.ru/news/8022