На Заседание президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России
Д.Медведев: К 2018 году 70% граждан должны получать госуслуги в электронном виде, такая задача поставлена, вы знаете. Сейчас этот показатель – около 20%. Темпы перевода услуг в электронный вид пока трудно назвать оптимальными. Предлагаю сегодня ещё раз к этому вопросу вернуться и поговорить о том, как ускорить этот процесс.
Что, на мой взгляд, необходимо сделать? Первое – это формирование единой общефедеральной структуры оказания услуг, которая включает в себя как онлайновые, так и офлайновые сервисы. Я имею в виду единый портал государственных услуг, на котором сегодня зарегистрировано более 4 млн граждан, а также сеть многофункциональных центров. Они, кстати, развиваются. Я недавно во время одной из командировок посещал такой центр в Калужской области, в других местах тоже заходил. В общем, пока в целом работа эта идёт, их создано порядка 700, к 2015 году планируется открыть около 3 тыс. Мы, кстати, недавно обсуждали возможность создания нестандартных МФЦ для небольших городов, потому что коллеги, руководители регионов предлагают это делать, может быть, иногда чуть более компактно. Я пообещал, что я это рассмотрю. Необходимо, конечно, сохранить и финансирование на эти цели на ближайшее время. Такое поручение дано, оно должно быть исполнено.
Ещё один элемент – это филиальная сеть «Почты России», естественно, при условии модернизации самих отделений, а их у нас более 40 тыс., и обучение соответствующего персонала, чтобы он был готов к этой работе, иначе ничего не получится.
Второе. Нужно более чётко дать легальное определение понятия «предоставление услуги в электронном виде». За ним не должна стоять просто информация об услуге на веб-странице соответствующего ведомства. Задача – создать нормальный, современный, полноценный интерфейс, который упростил бы общение с чиновниками. Он должен быть понятным, причём не только продвинутым пользователям, хотя таковых в нашей стране становится всё больше и больше, но и обычным людям – людям зрелого возраста, которые тем не менее пытаются осваивать электронные услуги.
Например, уже в следующем году можно было бы окончательно перейти к приёму в те же самые детские сады на основании электронной очереди. Естественно, там, где мы к этому готовы будем. Причём ведомства и бюджетные учреждения должны сами запрашивать имеющуюся в электронных базах информацию, а не требовать от людей ворох всяких разных бумажек, ксерокопий, которые они таскают в разные места.
Третье. Надо создать такую систему, которая позволяла бы получать государственные и муниципальные услуги на всей территории страны независимо от места жительства или пребывания. Это тоже сложная задача. Обычно когда куда-то приезжаю, показывают всякие разные новшества. Выглядит всё это симпатично, но когда задаю вопрос, могу ли я, например, этим воспользоваться как житель Москвы, мне говорят: «Нет, это невозможно». И это неудобно. Если мы говорим о создании современной системы, она должна быть глобальной, должна быть ориентирована на всю страну.
И современные технологии (мы с вами понимаем) позволяют легко идентифицировать гражданина, где бы он ни находился, например при помощи той же самой банковской карты, телефонной сим-карты. А в перспективе мы должны выйти на создание электронного паспорта, над чем сейчас работает целый ряд ведомств, целый ряд компаний и регионов тоже.
Четвёртое. Международный опыт показывает, что во многих странах помимо порталов госуслуг работают и информационные ресурсы в области государственной службы. Эта так называемая электронная госслужба позволяет повысить эффективность кадровой работы. Нам нужно тоже развивать соответствующий портал, я об этом только что сказал, включая такой его сегмент, как единая система управления кадровым составом государственной службы.
Я и в первой части своего выступления, и во второй обозначил лишь ряд вопросов, касающихся использования информационных технологий. Тема эта сложная, и, если говорить честно, я наблюдаю, наверное, последние лет 10, как эта тема развивается в Правительстве, вне зависимости от того, где я в этот момент работал. Двигается это всё с большим трудом, очень большим трудом. У нас годами, я помню, во всяком случае в середине прошлого десятилетия, деньги по той же самой программе «Электронная Россия» и так далее просто не расходовались, поэтому я принял решение лично возглавить правительственную комиссию по использованию информационных технологий в различных областях нашей жизни. Думаю, что это пойдёт на пользу, потому что такое внимание со стороны руководства Правительства всегда создаёт дополнительное напряжение. Хотел вас об этом проинформировать.