На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 22 мая 2013 года
Д.Медведев: Продолжается реализация ФЦП «Социальное развитие села». С 2014 года будет работать новый механизм – это новая ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» на период с 2014 по 2017 год и на период до 2020 года. Концепцию этой программы мы приняли в прошлом году. В проекте, который был подготовлен Минсельхозом, сохранены основные мероприятия действующей ФЦП, а также предусмотрены новые мероприятия. Программу нужно принимать, надеюсь, министр об этом доложит.
В предстоящий трёхлетний период на поддержку социального развития села предполагается выделить около 90 млрд рублей, включая треть из федерального бюджета.
Теперь несколько моментов, на которые хотел бы обратить внимание, те задачи, которые нам предстоит решать.
Первая из наиболее острых – это, конечно, жильё, от её решения зависит многое, в том числе будут ли приезжать на село востребованные специалисты. В ближайшие три года планируется построить 2,2 млн кв. м жилья, почти половина из них, 1,2 млн кв. м, – это жильё для молодых семей и молодых специалистов на селе.
Люди хотят жить в комфортных условиях. Мы сейчас смотрели домики, которые здесь построены. Что скрывать? Даже по современным меркам это хорошее жильё, очень хорошее, а если брать критерии 20-летненей давности, это просто роскошное жильё. Поэтому важно вести комплексную застройку, включая благоустройство сельских поселений, создание современной инфраструктуры – это школы и больницы, ФАПы, естественно, детские сады, магазины и дороги.
За пять лет выполнено уже довольно значительное число компактных застроек, но преимущественно там, где идут проекты по развитию агропромышленных комплексов. Это в значительной степени Центральный федеральный округ, но и на других территориях это есть.
Нужны и новые механизмы решения жилищной проблемы. Проектом этой ФЦП, о которой я говорил, предусмотрена грантовая поддержка местных инициатив по благоустройству сёл. Думаю, что это свою роль может сыграть. Возможно, следует подумать и о других способах решения жилищной проблемы, включая так называемую гибкую форму ипотеки для отдельных категорий сельских жителей либо для отдельных территорий.
Второе, на что хотел бы обратить внимание, это повышение зарплаты врачам, учителям и работникам учреждений культуры. Этот фактор прямо влияет на качество социальных услуг, на выравнивание кадрового дисбаланса между городом и селом. Такая задача решается в соответствии с программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в соответствующих учреждениях на период с 2012 по 2018 год.
Кроме того, для поддержки медицинских работников, поехавших на работу в сельскую местность, в 2012 году были введены единовременные компенсационные выплаты – 1 млн рублей на врача. В принципе идея неплохая, всего было направлено около 8 млрд рублей, в результате привлечено около 8 тыс. врачей. В 2013 году предполагается ещё 2 млрд выделить, что позволит тоже привлечь дополнительное количество медицинских специалистов. У нас укомплектованность сельских учреждений здравоохранения врачами неплохая (мы летели, с Ольгой Юрьевной на эту тему рассуждали), почти 90%, а средним медперсоналом – 95%. Но проблема в том, что существует очень серьёзная дифференциация по регионам: где-то цифры очень высокие, а где-то есть свои сложности, поэтому нам нужно проанализировать, каким образом двинуть медицинских специалистов на те территории, где ощущается их дефицит.
442 сельских населённых пункта обеспечены постоянной круглогодичной связью с районными центрами в результате реализации программы «Развитие транспортной системы России». В ЦФО это 70 населённых пунктов. На 2013 год из федерального бюджета выделяется порядка 7,5 млрд рублей. Планируется провести дороги с твёрдым покрытием к 250 сельским населённым пунктам.
Третье – это дороги. Их строительство идёт по специальной программе, теперь у нас есть такая тема в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России». Появилась она недавно, идёт непросто, тем не менее 442 сельских населённых пункта обеспечены постоянной круглогодичной связью с районными центрами в результате реализации программы. В ЦФО это 70 населённых пунктов, но работу эту нужно продолжать, потому что работы ещё, откровенно говоря, непочатый край. На 2013 год из федерального бюджета выделяются определённые деньги, не фантастические, конечно, порядка 7,5 млрд рублей. Планируется провести дороги с твёрдым покрытием к 250 сельским населённым пунктам.
Четвёртое – школы. Сельские школы сегодня составляют 60% от общего числа российских школ, половина из них практически – это малокомплектные школы. И, конечно, мы понимаем, что в большинстве случаев их будем сохранять, имея в виду, что они будут давать не просто какое-то образование, а образование качественное, современное, и давать равные стартовые возможности для детей. Для этого делался и нацпроект «Образование», и мы занимались модернизацией региональных систем общего образования вместе. В настоящее время 15 тыс. школ имеют уже достаточно большое количество автотранспортных средств для подвоза учащихся. Эта тема хорошо тоже у нас пошла с 2006 года, нужно обязательно уделять ей внимание. Подключение школы к интернету и парк компьютерной техники, несмотря на то что мы сделали существенные усилия в последние годы, всё равно остаётся важнейшей задачей.
Сельские клубы, спортивные объекты. Говорю о них в завершение не потому что это малозначительная тема. Очевидно, что с учётом удалённости многих наших сёл, создание мобильных библиотек, культурных центров, включая центры с электронными ресурсами, остаётся очень важной задачей. С 2013 года выплачиваются денежные поощрения лучшим сельским учреждениям культуры и работающим в них специалистам (по 100 тыс. и 50 тыс. рублей, соответственно). Надо продумать и другие меры поддержки – как федеральные, так и региональные.