На заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан 24 апреля 2013 года
Д.Медведев: Добрый день, коллеги! У нас сегодня первое заседание Комиссии по вопросам охраны здоровья граждан. Комиссия такая представительная, поэтому её работа, надеюсь, будет содержательной, и, конечно, мы будем рассматривать различные вопросы, касающиеся и демографии в целом, и здравоохранения. В работе комиссии принимают участие представители гражданского общества, наших конфессий, руководители различных ведомств, которые так или иначе своей политикой влияют на общее состояние дел с охраной здоровья граждан. Именно поэтому она, надеюсь, будет всё-таки принимать важные решения. Касаются они прежде всего продолжительности жизни и повышения качества жизни наших людей, формирования современной и квалифицированной системы доступной медицинской помощи. Конечно, здоровье человека зависит не только от состояния медицины, но и от образа жизни, от того, как он сам относится к самому себе, от той среды, которая его окружает, от условий для эффективного труда и нормального, полноценного отдыха.
Сегодня мы на нашем первом заседании обсудим комплекс мер, который касается профилактики в качестве превентивной меры. Что можно сказать? Несмотря на то что ожидаемая продолжительность жизни у нас практически достигла 70 лет (результат хороший, потому что ещё совсем недавно, когда мы начинали заниматься более внимательно вопросами здравоохранения, продолжительность жизни у нас была совсем другой, и мы буквально за пять-шесть лет прошли неплохой путь), но тем не менее по этому показателю наша страна отстаёт от большинства развитых стран, прежде всего от стран Европейского союза и Северной Америки. Опыт ряда государств показывает, что буквально за 15–20 лет можно добиться снижения смертности в 2 раза и более раз. Для этого, конечно, необходимо нормальное питание, регулярные занятия физкультурой, отказ от потребления табака и злоупотребления алкоголем и целый ряд других факторов.
За последние годы мы принимали необходимые решения, нормативная база изменилась. Принят отдельный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», в котором профилактике отводится приоритетное значение, а также – государственная программа «Развитие здравоохранения», которая включает в себя подпрограмму «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни». Есть целый ряд задач, которые мы ставим перед собой в качестве приоритетных. Эти задачи вытекают и из президентских указов известных, и из Основных направлений деятельности Правительства. На 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов у нас предусмотрены довольно значительные средства – более 76 млрд рублей – на эти цели.
Теперь о том, что необходимо сделать. Во-первых, мы должны серьёзно заниматься профилактикой среди детей и молодёжи. Практически все государственные и ведомственные программы и в сфере образования, и физкультуры и спорта, и культуры, и экологии, и, конечно, здравоохранения включают соответствующие мероприятия. Программ у нас немало хороших, важно, чтобы эти программы были результативными и на всех уровнях образования – начиная от детских садов, школ и в целом по системе образования – были созданы для этого надлежащие условия.
Кстати, по детским садам. Тема сама по себе очень сложная и важная. Вчера я коллег собирал, мы обсуждали текущую ситуацию с финансированием различных программ. И с учётом ранее данных поручений принято решение о начале финансирования программы строительства детских садов в регионах в той части, которую мы до этого ещё не начинали финансировать. Я напомню, что решение проблемы должно идти по трём направлениям: существующие программы регионов (для этого регионы деньги планируют, у кого-то их больше, у кого-то меньше); новые формы детских дошкольных учреждений, в том числе негосударственных, – это второе направление, и совместные проекты строительства детских дошкольных учреждений. Не скрою, я с огромным количеством губернаторов на эту тему говорил. Почти все они считают, что им необходима дополнительная поддержка в решении этой задачи. И связано это именно с тем, что, к сожалению, за период 1990-х годов детские сады как институты деградировали, общее количество их уменьшилось, этим не занимались, фонд детских дошкольных учреждений распродавался, и впоследствии мы тоже специального акцента на этой программе не делали. Сейчас такой акцент сделан. Поэтому эти совместные проекты строительства должны стать тем рычагом, при помощи которого мы сможем решить эту задачу в целом. А в целом нам нужно получить дополнительно ещё 1,2 млн мест в детских дошкольных учреждениях. Эта программа разделяется, по сути, на три равные части. Последняя часть – это та часть, в которой федеральный бюджет будет принимать участие в режиме софинансирования. Вчера мною принято решение о выделении первого транша в размере 50 млрд рублей бюджетных средств. Деньги приличные, но в целом по программе за три года суммы будут ещё более значительные – они измеряются сотнями миллиардов. Я надеюсь, что они помогут решить эту задачу и станут реальным стимулом для регионов. Это, по сути, часть демографической политики и часть нашей системы по охране здоровья. Хотел бы обратить внимание всех губернаторов, что то, о чём мы говорили с вами, то поручение, которое мною давалось в конце прошлого года, начинает реализовываться. Безусловно, как и всякое поручение о выделении денег, значительных денег, за ним потребуется серьёзный контроль.
Теперь второе. Среди граждан до 60 лет 9 из 10 смертей не только в России, кстати, но и во всём мире, связаны с неинфекционными заболеваниями с учётом уровня развития современной цивилизации. Это болезни кровообращения, органов дыхания, онкология, сахарный диабет. Поэтому о факторах риска необходимо людей информировать более активно и, конечно, мотивировать их на то, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья ещё до того периода, когда потребовалось активное лечение, причём такие программы должны быть ориентированы на самые разные категории граждан.
Третье, о чём хотел бы сказать, – принят, не без труда, скажем откровенно, закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Было много дискуссий, но главное, что закон принят. Надеюсь, он будет способствовать снижению этого фактора, уменьшению количества граждан, которые будут курить, особенно среди молодёжи. Эксперты оценивают (я эту цифру, кстати, приводил), что таким образом можно было бы ежегодно сохранять не просто здоровье, а жизнь нашим людям численностью до 200 тыс. – это, по сути, население достаточно крупного по российским меркам города или некоторых субъектов Федерации.
Четвёртое. Многое зависит от того, насколько полезные и качественные продукты поступают на прилавки наших магазинов. В рамках Таможенного союза проведена работа по гармонизации санитарно-эпидемиологических требований к пищевой продукции и по товарам, особенно в отношении детей. Такая работа будет продолжена.
Пятое – это занятия спортом. Конечно, спорт должен быть доступен для всех граждан независимо от их возраста, от физических возможностей и, что, наверное, особенно трудно, от географии проживания. Здесь у нас есть серьёзные проблемы, хотя за последние годы всё-таки довольно значительно увеличилось количество различного рода спортивных комплексов, которые были построены в регионах, причём самых удалённых от Москвы. Но работу эту нужно продолжать. Это, кстати, часть не только государственной работы, это часть деятельности общественных организаций, бизнеса и политических партий. Мне кажется, здесь неплохо объединять наши общие усилия. Для этого требуются и новые подходы к градостроению, которые предусматривали бы создание в жилых микрорайонах парковых зон, велосипедных дорожек, возможности просто погулять и позаниматься спортом.
Наконец, принципиальное значение имеет межведомственное взаимодействие, согласование усилий властей различного уровня, заинтересованное участие наших регионов. Сейчас в 60 субъектах нашей страны реализуются региональные целевые программы комплексной профилактики, и в 23 регионах эти программы разрабатываются. Но здесь есть проблемы, потому что эти программы очень часто носят фрагментарный характер, конечно, в том числе из-за проблем с финансированием. Но нужно в любом случае сформировать план действий – дорожную карту, в которой будут синхронизированы усилия различных ведомств и уровней власти и должна быть проведена консолидация усилий на наиболее важных направлениях.
Ещё раз хотел бы сказать, что в целом в этой работе очень важна координация усилий государства, Правительства, других ветвей власти с общественными организациями, с нашими традиционными конфессиями и бизнес-сообществом.