Д.МЕДВЕДЕВ:
Организация движения, состояние дорог – это, бесспорно, основные причины дорожно-транспортных происшествий, и мы об этом говорим. Об этом люди пишут в самых разных своих обращениях к нам. Но есть ещё один важный момент, о котором мы меньше говорим, – это ответственность самих участников дорожного движения. Это правда, мы об этом стесняемся говорить, гораздо проще зачастую свалить всё на гаишников, на правила, на состояние дорог, на отсутствие медицинской помощи, и это будет во многом справедливо, но неплохо бы и на себя ещё посмотреть. Нам необходимо предъявить к самим себе самые жёсткие требования. Никого не может устроить такое отношение людей к своей жизни и к жизни окружающих, ведь почти 85 процентов причин ДТП – это человеческий фактор, и это объективная информация. Основная причина – нарушение правил дорожного движения. Многие нарушают правила даже потому, что не знают о них.
Если вернуться к этой резонансной аварии, которая произошла в Ростовской области, когда сразу больше 20 человек погибло. Оба водителя, насколько я понимаю, по 20 лет стажа имеют, это не новички какие-то, не молокососы, которые случайным образом баранку получили, – нарушают правила, причём непонятно зачем. Это ментальная проблема.
У нас, конечно, плохо ведётся и работа среди детей, подростков, мало внимания этому уделяется в школе. Это превратило всё в такие общие места, рутинные – никому это не интересно, а хороним десятки тысяч человек ежегодно.
Нам необходимо повысить требования к качеству подготовки водителей. В автошколах сегодня практически нет никакой ответственности за поведение их выпускников на дорогах. Нет ни современной материально-технической базы, ни квалифицированных инструкторов, да и права, мы знаем, как даются после этих школ: кругом взятки, экзамены на права сдаются абсолютно формально. Пройдя такую школу, ничего, кроме отвращения к ней, не получишь. И присутствующие здесь, кто был на обучении в этих школах, знают, как там дела устроены. Не удивительно, что более трети ДТП совершаются водителями, которые только-только получили права, хотя, казалось бы, они должны быть особенно внимательны при исполнении своих обязанностей на дорогах.
Ещё два момента. Они довольно активно обсуждаются в общественной среде, в том числе у меня в блоге, – это работа самих сотрудников ГИБДД и поведение участников движения на дорогах.
Сначала по сотрудникам ГИБДД. Основная претензия, конечно, к сотрудникам ГИБДД заключается в том, что они не стремятся предупреждать правонарушения, а наказывают только уже за совершённые действия. Так и пишут: давно не секрет, что они не стремятся предотвратить нарушения, стремятся только наказать, никогда не встанут перед новым «кирпичом», чтобы разворачивать водителей, не заметивших его, а, наоборот, будут заниматься вполне понятными другими вещами. На это нужно обратить самое пристальное внимание самой службе, Министерству внутренних дел. Это отдельная тема, требующая разговора.
И последнее, в отношении культуры поведения на дорогах, я уже начал об этом говорить. Конечно, мы не выбираем себе соседей ни по дому, ни по лестнице, тем более по дорожным вопросам. Но от этого зависит наша безопасная и комфортная жизнь, и то, как мы себя ведём, в конечном счёте связано со степенью уважения друг к другу. Это всегда пример для нас, может быть, не очень приятный, но вспомните, как ездят за границей и как ездят у нас, – вот она, степень взаимного уважения. В равной степени это должно относиться ко всем, кто ежедневно оказывается в общем транспортном потоке, и касаться всех: и тех, кто едет на обычном транспорте, и тех, кто едет на транспорте, оснащённом спецсигналами. Это вопрос культуры и взаимного уважения в конечном счёте, а из них, из этих качеств, вытекают и вполне реальные последствия – либо сверхдраматические и трагические, либо обычные.