20 марта 2013

К 2020 году Россия может войти в первую десятку стран по популярности у туристов

На совещании о развитии сферы туризма в России 19 марта 2013 года

Д.Медведев: Наша встреча посвящена проблематике развития туризма в нашей стране, его перспективам и сложностям. Я, помню, проводил совещание, было это в 2008 году, некоторые коллеги, здесь сидящие за столом, даже на нём присутствовали. За эти годы кое-что изменилось, но считать, что мы создали современную туристическую отрасль в нашей стране, у нас пока оснований нет. По оценкам экспертов Всемирного экономического форума, сейчас на сектор путешествий и туризма приходится одно рабочее место из 11, причём, что особенно важно, речь обычно идёт о малом и среднем бизнесе. Более того, туристический сектор в условиях кризиса доказал, что он сохраняется и в тот период, когда начинается глобальный спад. Не буду говорить банальности в отношении туристических возможностей нашей страны, они вытекают и из нашей истории, и, естественно, из того уникального места, которое под солнцем занимает Российская Федерация. Поэтому предлагаю обсудить, как нам всё-таки лучше использовать наши конкурентные преимущества для привлечения иностранных туристов и расширения внутреннего туризма. По прогнозам экспертов (хорошо бы, если бы они осуществились), к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран по популярности у туристов, но понятно, что этот прогноз сам по себе не сбудется: либо мы будем работать на этот результат, либо будем отставать.

Конкуренция на туристическом рынке высока. Требования к стандартам сервиса, безусловно, постоянно растут, и в этом смысле мы пока очень серьёзно отстаём от лидеров индустрии, хотя в последние годы и государство, и частные инвесторы сделали немало для модернизации отечественного туристско-рекреационного комплекса. Я напомню, что действует ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на период до 2018 года, ФЦП «Юг России», в конце декабря прошлого года принята государственная программа «Развитие культуры и туризма» на период с 2013 по 2020 год.

Мы рейтингами сейчас всё увлекаемся, я неоднократно говорил, что, конечно, не надо их гипертрофировать, но это всё-таки индикаторы. Так вот, в рейтинге стран, привлекательных для туризма, несмотря на все усилия, которые нами предпринимались, Россия опустилась на четыре пункта, до 63-го места – это показатель 2011 года. Это не означает, что мы провалились где-то, это означает другое – очень сильно проявляют себя конкуренты. И, конечно, нам нужно понять, что необходимо предпринять не только в смысле финансирования или инвестирования денег в туристско-рекреационные объекты, хотя это, конечно, важно, важно также разграничить полномочия и принять дополнительные, если они требуются, нормативные документы. Важно также, чтобы, конечно, не только россияне выбирали нашу страну как место для отдыха, хотя это очевидный показатель, когда граждане собственной страны остаются отдыхать дома, но важно, конечно, чтобы и иностранцы приезжали. Здесь есть и положительные сдвиги за последние три года: внутренний туристический поток вырос в среднем на 10%, в прошлом году он составил порядка 35 млн человек – это предварительная оценка.

Люди у нас, конечно, в значительной мере ездят всё-таки на морское побережье, но очень важно, чтобы развивались другие виды отдыха и туризма – активный отдых, посещение достопримечательностей, связанных с отечественной историей и культурой, только что на выставке такие объекты мы смотрели.

Стандарты сервиса. Очевидно, что мы просто никуда не денемся от необходимости их повышать до международных норм (ещё раз хочу сказать, что сейчас отдыхающие стали требовательнее), и, конечно, нужно создавать нормальные условия не только для людей, ведущих активный образ жизни, но и для людей, у которых есть ограничения по здоровью, – с этим у нас тоже пока всё не так просто. Имеет также значение так называемая классификация гостиниц. Судя по тому, что у меня в материалах содержится, у нас звёздность так называемая определена лишь для 600 с небольшим гостиниц на всю страну. Из них две трети, догадайтесь сами, где находятся, – естественно, в Сочи. Всё остальное никаким образом не сертифицировано. Очевидно, что это всё-таки определённая модель поведения и люди всё равно смотрят на уровень классификации, на то, какие гостиницы предлагаются. Наверное, нам нужно распространять те наработки, которые существуют в Сочи. Надеюсь, что этому будут способствовать и крупные мероприятия, которые будут проводиться в России в ближайшие пять лет, в которых участвуют разные города. Государственная политика, конечно, важная вещь, но во всём мире главные игроки на туристическом рынке – это, конечно, частные компании и частная инициатива, поэтому нам нужны и инвесторы частные, и современные, хорошо подготовленные специалисты в этой сфере. Есть идея учредить правительственную премию за достижения в сфере туризма. Я думаю, что это нормальная идея, давайте её обсудим. Во всяком случае, это какая-то государственная отметка.

Приближается лето, многие наши граждане отправятся отдыхать, в том числе и за границу, несмотря на развитие внутреннего туризма. Мы должны предпринять всё необходимое, чтобы оградить их от возможных проблем, связанных с неплатёжеспособностью туристических компаний. Правительство в конце февраля утвердило правила оказания экстренной помощи туристам, сейчас формируется и компенсационный фонд объединения туроператоров, который в мае должен заработать на полную силу. Давайте об этом тоже поговорим.

В целом нужно завершить создание более эффективного механизма страхования ответственности туроператоров так, как это, собственно, делается во всём мире, и это основной источник покрытия возможных убытков.

Вся стенограмма http://government.ru/docs/23378/