Д.Медведев: Я сегодня хотел бы поговорить с вами о заповедных местах нашей страны. Прямо сейчас за моей спиной вы можете увидеть скалы одного из самых красивых мест Красноярского края – заповедника «Столбы». Это действительно одно из чудес нашей российской природы, которым гордятся и которое сохраняют жители Красноярского края.
Всего же в России свыше 212 млн га охраняемых заповедных территорий. Среди них и леса, и степи, и тундра, и даже субтропики. Это без преувеличения наш золотой экологический фонд. Кстати, интересный момент: общая площадь таких земель за последние 20 лет вопреки почему-то распространённому мнению не уменьшилась, а значительно увеличилась, увеличилась почти в 2 раза – на 80%.
2013 год в нашей стране объявлен Годом охраны окружающей среды. Вот уже полтора года мы реализуем особую Концепцию развития системы охраняемых природных территорий федерального значения. Она определяет основные направления развития заповедников, наших национальных парков, наших заказников. В это время были учреждены два новых национальных парка – «Земля леопарда» в Приморье и «Берингия» на Чукотке, создана охранная зона заповедника «Остров Врангеля», расширена территория Северо-Осетинского заповедника, так что расширение идёт по всему фронту. Всего в соответствии с решением Правительства до 2020 года будет создано ещё 11 новых заповедников, а также 18 национальных парков и один федеральный заказник. Кроме того, мы увеличим территорию двенадцати уже существующих заповедников.
Что я хотел бы сказать? «Особо охраняемые» не значит «закрытые для людей», как это иногда понимается. Природные богатства надо сохранять, но прежде всего надо их сохранять, для того чтобы каждый из нас мог прикоснуться к своей природе, к красоте нашей страны, увидеть её. Мы должны решить задачу экологического просвещения людей, а для этого необходимо развитие особого, познавательного туризма. Важно, чтобы посетители наших национальных парков могли наблюдать и редких животных в их естественной среде, изучать уникальный растительный мир, просто любоваться красотами наших уникальных уголков. Пока у нас этот вид туризма, экологический туризм, развит, скажем откровенно, очень слабо, в том числе и на особо охраняемых территориях. Половина посетителей национальных парков – это гости, например, «Лосиного острова» в Москве, которые выбрались туда на пару часов, для того чтобы побродить по лесу. А на долю более чем 30 национальных парков приходится всего 5% посетителей. Между тем в других странах посещение таких территорий – очень популярный вид отдыха, это стимул для развития внутреннего туризма.
Если сравнить нашу уникальную Долину гейзеров на Камчатке, где я относительно недавно был, то там действительно очень красиво, но там бывает не более 4 тыс. человек в год. А такой же объект в таком же приблизительно месте, в Йеллоустонском национальном парке в Соединённых Штатах, посещает 2 млн туристов ежегодно. Разница в 500 раз! Почему это так? Причины понятны, их несколько: у нас очень слабый устаревший сервис в транспортной инфраструктуре, и развитие таких территорий никогда не входило в число государственных приоритетов. Как следствие – не хватает гостиниц, не хватает разработанных маршрутов, не хватает квалифицированного персонала.
Сейчас ситуация, конечно, стала меняться. Мы изыскали дополнительные деньги – общий объём финансирования заповедников и национальных парков наконец стал увеличиваться. С 2009 года оно увеличилось в 2,5 раза, причём это без учёта масштабной программы по ликвидации ущерба в Арктике. За последние три года суммарный фонд оплаты труда работников национальных парков и заповедников вырос почти на 80%. Это тоже важно, потому что должны приходить современные, новые люди и, вообще, этот труд должен оплачиваться.
Вносятся изменения в законодательство, которым наделяются государственные инспекторы более широкими полномочиями. Приходят, как я уже сказал, квалифицированные энергичные молодые специалисты, которые не только сохраняют природу, но и могут сделать заповедники более доступными для людей, провести грамотную экскурсию, рассказать о нашем уникальном богатстве. Закуплено оборудование для научных исследований, новое оборудование, строятся информационные центры для посетителей. Кстати, среди мест, где эти программы реализуются наиболее успешно, как раз заповедник «Столбы».
Очевидно, что развитие экологического туризма выгодно и жителям наших регионов, ведь это новые рабочие места. Растёт и местная экономика в результате этого. И, конечно, все мы гордимся красотой и уникальностью нашей природы, когда посещаем такие места. Часто именно она является визитной карточкой самых разных регионов нашей страны: это вулканы и гейзеры Камчатки, и дельта Волги в Астраханской области, и знаменитое на весь мир озеро Байкал в Иркутской области. Это и снежный барс на Алтае, и белый медведь в Арктике. И многие-многие другие природные места.
Я надеюсь, что совместные усилия государства, экологов, всех наших граждан не только позволят нам сохранить заповедные уголки нашей природы, но, самое главное, сделают их доступными для всех нас, и прежде всего для наших детей.