На пленарном заседании Х Красноярского экономического форума «Россия: карта перемен» 15 февраля 2013 года
Д.Медведев: Нам предстоит создать на внутреннем рынке устойчивый и долгосрочный спрос на изобретения, умные технологии. Чуть более года назад, в декабре 2011 года, была утверждена «Стратегия инновационного развития России до 2020 года». В результате совместной работы государства, бизнеса, образования доля предприятий, которые осуществляют технологические инновации, должна вырасти до 25%, а по отдельным секторам – до 40% к 2020 году.
Уже построены главные звенья системы по продвижению новых разработок – от их создания до внедрения в производство. В её основе – институты развития и законодательство, которое призвано сделать более комфортными условия ведения инновационного бизнеса. Это касается дерегулирования и снятия бюрократических ограничений в сфере налогового законодательства и страхования рисков. Но впереди на эту тему ещё много работы, хотел бы это специально подчеркнуть.
Что ещё важно? 60 крупнейших компаний с государственным участием сформировали программы инновационного развития. В течение 2011, 2012, 2013 годов их финансирование, финансирование этих программ составит весьма значительную для нашей страны сумму – порядка 3 трлн рублей. Причём это компании, которые дают около трети российского промышленного производства, более 20% валового внутреннего продукта. Цифра очень серьёзная. Я надеюсь, все эти показатели будут выполнены. Главное, чтобы тем не менее эти средства не растворялись, не уходили в песок, а пошли в дело.
Для получения максимальной отдачи от этих инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства действуют 32 технологические платформы. Необходимо сконцентрировать ресурсы вокруг прорывных проектов в таких сферах, как информационно-коммуникационные технологии, космические технологии, ядерные и радиационные технологии, биотехнологии, конечно, энергетика, электроника и машиностроение. Например, в рамках технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» начато освоение в промышленных масштабах переработки битумов в качестве альтернативных источников нефти, ведётся подготовка к строительству первой установки для конверсии газа, который сжигается на отдалённых скважинах.
Госкорпорации «Росатом» предстоит провести масштабную модернизацию отрасли, сформировать стратегию технологического лидерства на энергетических и неэнергетических рынках. Задача госкорпорации в целом – войти в большую двадцатку мировых инновационных компаний. Как мною уже было сказано, сформирована сеть институтов развития для коммерциализации научных разработок. Я имею в виду, конечно, Внешэкономбанк, «Роснано», Российскую венчурную компанию, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ряд новых институтов.
Отдельное направление – это поддержка вузовской науки и молодых учёных, создание при высших учебных заведениях малых инновационных предприятий. Вчера мне сказали, что в так называемом инновационном поясе Сибирского федерального университета – около 40 малых предприятий, но это не так много всё равно, это совсем не предел. Здесь есть направление, в котором можно развиваться. Нам нужна бóльшая открытость вузов и лабораторий, их готовность приглашать учёных и преподавателей со всего мира, не стесняться и не бояться этого, не бояться конкуренции, что зачастую случается в деятельности наших университетов, применять международные критерии оценки. Думаю, что открытые исследовательские структуры в области критически важных технологий, куда для работы могут приезжать учёные, имеет смысл создавать во всех крупных вузах нашей страны. Опять же здесь нечего стесняться. Опора на собственные силы – это не наш путь развития, мы должны заимствовать всё полезное, что есть в мировой практике, стать открытой в этом смысле страной, имея в виду и межвузовское общение.
Общий объём финансирования государственных научных фондов должен достичь к 2018 году 25 млрд рублей. Кстати, когда мы несколько лет назад заговорили о необходимости создания инновационных центров по стране, включая такой проект, как «Сколково», многие нам не верили, считали, что это зря, что из этого ничего не должно получиться. Тем не менее в самом «Сколково» сейчас около 800 участников, среди них предприятия из 44 регионов России, аккредитовано 49 венчурных фондов – и российских, и иностранных. Важным компонентом успеха является высокий интерес крупных компаний к проекту. На данный момент 24 корпорации готовы вложить порядка 30 млрд рублей в создание RnD-центров на территории этого международного инновационного центра, из них 16 – это международные компании. Вместе с MIT (Massachusetts Institute of Technology – Массачусетский технологический институт) создан институт науки и технологий. Хотел бы также подчеркнуть, что, конечно, «Сколково» – это принципиальная, но лишь одна из точек роста. Прямо хотел бы сказать, что очень важно, чтобы инновационная деятельность, активность наша распространялась в территориях, а не замыкалась Москвой, Петербургом или какими-то традиционными центрами. Есть Томск, есть Новосибирск, есть Казань, наконец, есть Красноярский край, где мы сейчас находимся, который стал одним из учредителей Ассоциации инновационных регионов России. Я считаю, что сама по себе эта ассоциация хорошая штука, хорошая инициатива. Принципиально важно анализировать и распространять зарубежный опыт и распространять наши региональные практики. Повторюсь, что мы исходим из того, что только массовое внедрение инновационных технологий сможет обеспечить требуемые темпы роста и позволит изменить социальную сферу, позволит провести структурную модернизацию отраслей, которые связаны с человеческим капиталом.