18 января 2013

Вкладывая средства в модернизацию образования, государство ожидает соответствующей отдачи

На заседании Правительства Российской Федерации 17 января 2013 года

Д.Медведев: Образование было и, по всей вероятности, будет в ближайшие годы, а то и десятилетия важнейшим приоритетом государства, который связан и с долгосрочными трендами развития нашей страны, с её будущим, и, конечно, с судьбой миллионов людей. Он касается и самих школьников, и их родителей, и огромного учительского корпуса. Конечно, нашей стране нужны глубоко подготовленные граждане, мыслящие по-новому, и, конечно, от этого зависит наша конкурентоспособность, возможность решать важнейшие задачи глобального развития.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование», инициатива «Наша новая школа» позволили создать хороший задел и для обновления содержания и условий обучения, и материально-технической базы школы. Всё это происходило на наших глазах относительно недавно. Эта работа продолжается. Недавно после масштабного и очень сложного обсуждения был принят закон «Об образовании в Российской Федерации». В рамках проекта модернизации региональных систем общего образования сконцентрированы ресурсы на наиболее важных направлениях развития школ. Федеральные субсидии выделяются, они дают возможность регионам достаточно эффективно исполнять свои обязательства в этой сфере.

Я напомню, что проект рассчитан на три года – с 2011 по 2013 год. Всего из федерального бюджета выделяется 120 млрд рублей: в 2012 году было выделено 60 млрд рублей, в текущем году – 40 млрд рублей. При этом финансирование проекта со стороны самих субъектов Федерации в 2011–2012 годах составляло около 20 млрд рублей.

Надо сказать, что за два года сделано немало. Хорошо, что во многих школах проведён ремонт, закуплено современное оборудование, в том числе необходимое для введения современных образовательных стандартов, приведены в порядок спортзалы, библиотеки, столовые во многих школах. Скажем, в прошлом году более чем в 3 тыс. школ проведён капитальный ремонт. Конечно, не везде достигнут нужный результат, есть справедливые жалобы и со стороны родителей, в том числе в Правительство России. Понятно и то, что во многих регионах ситуация не менялась в течение многих лет, если не сказать десятилетий. Она запущена, и это связано с тем, что туда не вкладывались деньги, очень многие здания устарели, не ремонтировались десятки лет. В сельской местности, да и не только в сельской, если уж говорить откровенно, не хватает самого необходимого, зачастую нет элементарных условий в школах – и тепла, и горячего питания, и даже санузлов. Я был как-то в одном из населённых пунктов, где мне умудрились показать всё, включая компьютерный класс. При этом, когда я вышел из школы, мне на ухо родители тихо говорят: зато в школе нет туалета. Есть компьютерный класс. Таких вещей быть не должно. На это, собственно, и должны быть направлены наши с вами консолидированные усилия – и федерального центра, и субъектов Федерации, и муниципалитетов. Я хотел бы ещё раз обратить внимание на то, что деньги выделяются, и весьма приличные. Поэтому задача руководителей территорий, муниципальных образований – их эффективно потратить.

В течение 2013 года нужно завершить реализацию всех предусмотренных мер и прежде всего привести в порядок школьные здания, дозакупить недостающее оборудование, разобраться с тем, что есть, пополнить библиотеки современной литературой, подключить библиотеки к интернету и, конечно, стараться сделать так, чтобы это подключение было современным. Доля школ, которые имеют выход в интернет со скоростью не менее 2Мб/с, должна вырасти. Там, где требуется, нужно закупить транспорт, в сельской местности организовать безопасный подвоз детей из других населённых пунктов, особенно там, где происходит слияние малокомплектных школ и создание на их базе более крупных образовательных организаций, и, наконец, создать возможность для педагогов повышать квалификацию непрерывно по наиболее продвинутым программам.

Особый показатель, который остаётся на контроле, – зарплата учителей. Это действительно одно из ключевых условий обновления школы, подчёркиваю – ключевых, но не единственных. Тем не менее именно зарплата должна мотивировать учителей к высокому качеству работы, к эффективному и творческому труду. Министерство образования сейчас отчитается, что сделано.

В ноябре 2012 года зарплата всех учителей в России по отношению к средней по экономике страны составила приличную цифру – более 110%, но это средняя зарплата, это не показатель применительно к условиям в отдельных регионах. Правда, в некоторых регионах (практически в трети регионов, даже больше) она превысила среднюю зарплату по экономике субъекта за 2012 год. В любом случае задача по выравниванию заработной платы педагогов до уровня средней по экономике за сопоставимый период должна быть полностью выполнена, на это должны быть направлены все усилия. Хотел бы подчеркнуть, что, вкладывая такие средства, серьёзные средства, мы вправе ожидать и соответствующей отдачи.

Следующий вопрос повестки дня (он тоже касается образования, это один блок) – о распределении субсидий из федерального бюджета. Первые как раз и пойдут на модернизацию региональных систем образования – это, как я сказал, около 40 млрд рублей. Вторые – на выплату денежного вознаграждения учителям за классное руководство, на эти цели в 2013 году направляется практически 11,5 млрд рублей. Доплаты получат порядка 800 тыс. педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Размер вознаграждения – 1 тыс. рублей за работу в полнокомплектном классе. С учётом наполненности класса эта сумма корректируется. Наконец, третьи субсидии общим объёмом 200 млн рублей предназначены для денежного поощрения лучших учителей, размер поощрения составляет 200 тыс. рублей. Всего их ежегодно получает 1 тыс. наиболее талантливых и успешных педагогов. Я напомню, эта мера была введена указом Президента в январе 2010 года, мы продолжаем её реализацию.

Вся стенограмма http://government.ru/docs/22414/