На Московском международном форуме инновационного развития «Открытые инновации» 31 октября 2012 года
Д.А.Медведев: Что я хотел бы донести до вас именно сейчас, до всех наших гостей и, конечно, до представителей предпринимательского сообщества – и российского и заграничного? Я хотел бы, чтобы мы дали чёткий сигнал о том, что преемственность политики модернизации инновационного развития нашей экономики гарантирована, что мы с этого пути не сворачиваем, что он не является конъюнктурным, что он не зависит от политических пристрастий и даже от состояния нашей экономики, хотя, конечно, это связанные вещи.
Мы много сейчас говорим о том, что нам нужно превратить российскую экономику из сырьевой в инновационную. Это действительно амбициозный проект, который может быть решён только в случае, если хотите, единения нации вокруг этой идеи, как бы пафосно это ни звучало. Большинство удачных примеров XX века и начала XXI века о том, как достаточно обычные страны, иногда даже отсталые страны, превращались в крупнейших инновационных игроков, как раз и показывают, что только если вокруг этой идеи консолидируется не только Правительство или часть бизнеса, а консолидируются лучшие умы страны, только в этом случае страна реально становится инновационной и достигает больших успехов. Я примеров называть не буду, вы и сами знаете, о каких государствах я говорю. Мне бы хотелось, чтобы и наша страна, следуя этой идее, смогла решить эту задачу.
Конечно, без нормального инвестиционного и инновационного климата нам этой задачи не решить. Вы знаете, что мы делали в последние годы, – мы формировали систему институтов развития, мы создавали своеобразный инновационный лифт. Насколько это получилось, наверное, прежде всего судить не нам, а вам, но в любом случае какая-то часть системы создана. Создана Российская венчурная компания, отраслевые региональные венчурные фонды, работает в этом направлении банковское сообщество – Внешэкономбанк как крупнейший наш финансовый институт развития, компания «Роснано» появилась, которая уже активно вовсю работает на рынке, фонд «Сколково», надеюсь, тоже свою лепту внесёт. Все они активно взаимодействуют и с иностранными партнёрами. Цифры тоже уже всем известные, они не фантастические, скажем откровенно, но они уже неплохие. Речь идёт о миллиардах, о сотнях миллиардов рублей, или о десятках миллиардов долларов, и это уже само по себе очень неплохо. Партнёры тоже очень крупные, и это хорошо, но партнёрство должно быть с разными структурами. Поэтому чем больше этих партнёров будет – касается ли это крупных компаний, средних или малых, – тем лучше будет для инновационного развития нашей страны.
Когда я услышал часть дискуссии, она в основном крутилась вокруг роли государства, роли образования и науки в современном мире, создания инновационных продуктов, закупок инновационных продуктов… Очевидно, что роль государства (и это подтверждали все коллеги, которые сегодня присутствуют на сцене) огромна. И хотя я всегда говорю о том, что российскому государству нужно подвинуться применительно к участию в экономике, государства слишком много в целом ряде отраслей. Но если говорить о поддержке инновационной экономики, если говорить о поддержке научных исследований, образовательных проектов, здесь конструкция может быть несколько иной, потому что в любом государстве, в любой стране без участия правительства, без участия региональных властей не обходится никакое инновационное развитие.
Я думаю, что и мы будем исходить из этого, конечно, при понимании разумной достаточности присутствия государства в тех или иных программах. Потому что государство должно создать не только условия (это не только льготы, это не только правильный налоговый режим, это не только инвестиционные параметры), но в ряде случаев государство может и напрямую поучаствовать в каких-то программах, я не вижу в этом ничего зазорного. Другое дело, что государство в широком смысле этого слова, Правительство, должно найти правильный выход из этой ситуации, оно должно вовремя выйти из проекта, для того чтобы этот проект, если он коммерчески состоятельный, начал жить своей жизнью. Именно поэтому, кстати, я даже в определённый период предложил нашу компанию «Роснано» превратить из государственной корпорации в акционерное общество, что и было благополучно сделано. Потому что это и есть стратегия выхода – выхода государства из тех проектов, которые начинают развиваться по своему сценарию.