На заседании Правительства Российской Федерации 11 октября 2012 года
Д.А.Медведев: Очевидно, что образование – абсолютный приоритет, и я в мае, когда мы с вами в первый раз собрались в этом зале, обозначил приоритеты работы Правительства на полгода. Среди них – принять ключевые государственные программы по наиболее значимым социально-экономическим направлениям. Это касается и образования, безусловно. Принципиально, чтобы школы и университеты готовили нашу молодёжь к работе в конкурентных условиях, помогали раскрыть способности и инициативу, и, конечно, это такой важнейший драйвер развития нашей страны.
Государственная программа закладывает базовые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году, и общий объём планируемого финансирования. Назову финансирование, потому что оно поражает своими размерами. Очевидно, что его, конечно, нужно правильным образом истратить, но тем не менее цифры существенные: расходы федерального бюджета на период до 2020 года составят 4 трлн рублей практически. При этом ежегодные затраты бюджета возрастут с 446 млрд в 2013 году до 631 млрд в 2020-м. При этом расходы консолидированных бюджетов, а только так и надо считать, потому что нужно считать расходы консолидированные, а не только изолированные расходы, которые планирует федеральный бюджет, - так вот, этот консолидированный бюджет образования планируется на период до 2015 года в сумме около 8 трлн рублей, а прогноз на 2016 и 2020 годы – свыше 20 трлн рублей. Это по цифрам абсолютно сопоставимо с теми расходами, которые мы тратим на развитие обороны. Нам обычно говорят, что у нас оборона в приоритете, а образование как-то не очень, ну вот обращаю внимание на то, что цифры очень близкие.
Теперь задачи, которые нужно решить. Первое – нужно обеспечить всех детей и детей-инвалидов, конечно, высоким качеством образования, обеспечить равную доступность дошкольного, школьного и, по возможности, дополнительного образования. Уже идёт постепенный переход начальной и средней школы на новые государственные стандарты. В 2020 году по ним должны учиться все старшеклассники. Особый акцент будет сделан на развитие математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. И надо признаться честно, это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита, в отличие от целого ряда других направлений, и нам её нужно сохранять.
Создаётся общенациональная система поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи. К 2020 году также половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня, две трети – заниматься в системе дополнительного образования.
Второе, что нужно сделать, – обеспечить конкурентоспособность отечественных университетов (эта задача неоднократно ставилась), имея в виду их интеграцию в международную систему образования. Про то, что нужно пять крупнейших университетов вывести в сотню лучших, уже также все мы неоднократно говорили. Что бы там ни писали, я считаю, что эта цель в принципе реалистична, если будут трудиться все, не только министерства, а сами университеты, потому что выход в сотню (первую, вторую – любую сотню) – это ещё и некая самопропаганда. Этим надо заниматься, обратить внимание, кто всегда впереди, поэтому это касается и наших университетов. И, конечно, это должно сопровождаться качественным изменением самого образования. Учебные корпуса, общежития, лаборатории, кампусы по возможности, там, где их можно создавать, должны быть современными, комфортными, приспособленными для обучения всех студентов, в том числе и инвалидов. К 2020 году мы договаривались создать более 800 тыс. новых мест в общежитиях, потому что этой темой надо заниматься. Это на самом деле очень сложный вопрос для нас.
Третье. Ключевой приоритет для государства – повышение зарплаты педагогов (на эту тему много обсуждений было и в последнее время), их мотивация к эффективному и творческому труду. Обращаю внимание на то, что за соответствующую составляющую отвечает и федеральный центр, и регионы.
Четвёртое. Многое предстоит сделать и для совершенствования системы оценки качества образования. Эта система должна стать надёжной, объективной и прозрачной. Не так давно я участвовал в заседании экспертного совета в формате «Открытого Правительства», где обсуждался законопроект об образовании и проект государственной программы, которую мы рассматриваем. Высказывалось немало идей и предложений, которые были учтены в ходе доработки.
По мнению экспертов, в программе заложен потенциал для развития самоуправления учреждений образования и предусматривается мониторинг реализации госпрограммы, включая обратную связь с родителями, учащимися, студентами, в общем со всеми, кто заинтересован в развитии нашей системы образования.