На секции «Государство» (дискуссия «Открытый регион») в рамках XI Международного инвестиционного форума в Сочи 21 сентября 2012 года
Д.А.Медведев: Я могу сейчас в целом порассуждать на тему «Открытого региона», потому что это тема и «Электронного Правительства», тема, касающаяся гражданского общества. Но у меня есть просто набор конкретных предложений, которые, на мой взгляд, должны стать предметом озабоченности и государства в целом, и Правительства, и регионов.
Когда мы занимаемся всеми этими вопросами, первое, что, наверное, важно – создать разумно работающую систему. Я как пользователь социальных сетей получаю очень много обращений, написанных по принципу «дорогая редакция». Они посвящены всему, потому что Премьеру или Президенту пишут по всем вопросам. Здесь не скажешь людям: «Знаете что, вы всё-таки в какое-то другое место обращайтесь…», но в принципе структуризация обращений – важнейшая вещь, с тем чтобы люди понимали, куда им идти, на какой сервис, какой портал использовать, что они могут там получить. Тогда 80% обращений будет идти по адресу, и тогда люди смогут получать качественные услуги.
А из этой самой структуризации вытекает другая тема – и мы сейчас говорили с Рустамом Нургалиевичем (Р.Н.Минниханов, президент Татарстана), - тема просвещения. У нас ничего не получится, до тех пор пока люди не почувствуют, что этим можно пользоваться, причём не в режиме просто критики власти, что на самом деле неплохо и что с успехом компенсируется большим распространением социальных сетей, а именно в режиме получения услуги. И вот эта миссия – миссия просвещения людей на тему того, куда и как обращаться, – целиком и полностью лежит на Правительстве Российской Федерации и на властях в регионе. Мы сами должны здесь проявлять внимание к нашим людям, объясняя им, куда двигаться, если они готовы взять на себя вопросы общения с электронными сервисами, если они готовы к тому, чтобы использовать безбумажную систему общения с властью. А это, как только что доказали наши коллеги, гораздо удобнее и быстрее по целому ряду направлений.
И, наконец, третья позиция, которая тоже относится к нашей компетенции, – законодательство. Здесь у нас ещё по многим вопросам просто конь не валялся и потому, что это сложно, и потому, что в этом абсолютно не заинтересован бюрократический аппарат, который, естественно, получает на этом доходы, кстати, и законные доходы, и вполне себе незаконные доходы, то есть взятки. Но нам нужно обязательно перелопатить весь массив законодательства. Здесь коллеги только что рассказывали, допустим, об электронной регистрации, о нотариате. Но я напомню, что в части нотариата Россия относится к числу стран так называемого латинского нотариата. Это сложное, основанное на конвенциях бумажное производство. И его сила (здесь я не могу об этом не сказать) именно в бумаге, потому что так когда-то это было задумано. Это не значит, что мы должны отказаться от этой системы, но нам нужно просто попытаться состыковать основы нашего правопорядка, прежде всего в области административного права, права гражданского, права, которое касается обычной нашей жизнедеятельности на стыке между коммерческим, административным правом, семейным правом и новыми подходами. И вот здесь нам придётся ещё довольно многое сделать, потому что переход с бумажного общения в электронную форму никогда в этом смысле легко не шёл, особенно в масштабах нашей страны. Нам всегда приводят в пример самые разные передовые государства, Сингапур например, всеми любимый, где все бывали, все там кнопки нажимали, и я в том числе. Но, при всём уважении к Сингапуру, к его бизнес-климату и его месту в рейтингах, не надо сравнивать одно с другим, это разные страны.
И, наконец, последнее: очень многое зависит от идентификации. Нам критически важно создать универсальную электронную систему идентификации гражданина в стране, начиная от соответствующей карты, причём которая будет не просто содержать в себе набор экономических возможностей (в России этого мало, мы сегодня говорили на эту тему с коллегами). Эта карта должна идентифицировать человека, потому что у нас страна бюрократическая, у нас очень много бюрократических процедур, и так ещё будет долго, потому что у нас очень сложная страна, ну и заканчивая, конечно, различными опциями, которые в этой карте содержатся.