13 сентября 2012

Умение учиться незаменимо в современном мире

Д.А.Медведев:

Дорогие друзья, я хотел бы, конечно, прежде всего поздравить с началом учебного года всех тех, кто сейчас учится, и тех, кто учит.

Знания стали главной ценностью в современном мире, это никто не отрицает. Ну и для нас с вами важно, как выглядит наша система образования, сколько в России лауреатов Нобелевской премии, какое место в мировом рейтинге занимают наши университеты (пока, к сожалению, скромное), какое влияние на жизнь человечества оказывают изобретения российских ученых. И, безусловно, все мы хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование, ну и жили в нормальной, современной, развитой стране. Мы по праву гордимся великими умами России, мы действительно очень изобретательный народ, но изобретательность эта бывает разной, и можно её использовать по-разному. Высокие технологии открыли блестящие возможности для дистанционного обучения, сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек, научных центров, университетов. Но помимо доступа к знаниям, сегодня этим можно пользоваться для того, чтобы просто и беззастенчиво воровать чужие работы. Конечно, это дорога в никуда. Когда можно списывать целиком, теряется интерес к знаниям, к самой учебной программе, теряется интерес к работе в библиотеках, к работе с источниками. Все это приводит к снижению числа научных публикаций и, конечно, самым пагубным образом отражается на международных индексах научного цитирования, на рейтингах наших российских вузов. Ну а мы ставим задачу, чтобы минимум пять наших университетов вошли в первую сотню мировых рейтингов в ближайшие годы, ну хотя бы к двадцатому (2020) году.

Давайте вспомним: давно ли вы были в библиотеке? Подбирали литературу для подготовки реферата, для курсовой, дипломной работы? А ведь именно так ведется авторское исследование. Ваша первая интеллектуальная собственность и должна создаваться именно так. Сегодня, к сожалению, многие студенты, многие учащиеся даже не представляют себе, что все эти работы нужно готовить самостоятельно, а банки рефератов, работ во время сессии становятся самыми популярными сайтами. Результаты тестов, абсолютно часто неверные, кстати, публикуются в социальных сетях, ну а дипломы и свидетельства о высшем образовании, к сожалению, продаются по объявлению.

Я не буду сейчас говорить банальности о том, что у таких специалистов нет будущего, но я предлагаю бороться с плагиатом с помощью тех же самых современных технологий. Что для этого нужно сделать? Нужно сделать ну хотя бы, например, дипломные работы общедоступными, обеспечить возможность их автоматической проверки на плагиат. Это гарантирует и защиту авторских прав, кстати, начинающих исследователей, а благодаря социальным сетям и студенты, и преподаватели смогут обсуждать и комментировать работы. Вместо банков рефератов, дипломных работ, тогда у нас появятся банки знаний, а у каждого студента, у каждого аспиранта будет складываться свое персональное резюме, которое будет идти за ним по жизни и которое поможет ему формировать представление о себе в глазах коллег, в глазах преподавателей, откроет в конечном счете путь к научной и профессиональной карьере.

Скажу откровенно, эта идея, конечно, не нова. Во многих странах эти методы уже опробованы. Опыт показывает, что они действительно помогают победить плагиат и повысить интерес к науке. По этому поводу у нас в стране тоже есть ряд интересных инициатив. Вот Министерство образования сейчас реализует проект «Электронная высшая аттестационная комиссия», который предусматривает возможность комплексного анализа текстов диссертаций для выявления в них нарушения авторских прав, компиляций, других проблем. Он должен заработать, этот проект, в следующем году, и, конечно, он может стать хорошей основой для создания системы проверки оригинальности квалификационных работ, типа дипломных работ. Я поручу Министерству образования и науки в рамках «Открытого Правительства» провести обсуждение этой темы с участием экспертов всех заинтересованных сторон. И вас приглашаю принять в этом участие. В кратчайшие сроки надо разработать технологию и порядок публикации работ и обеспечить проверку на плагиат всех дипломов и всех диссертаций. Ну а в перспективе, если мы это потянем, если у нас сил хватит, речь может пойти и о рефератах, и о курсовых работах, хотя это сложно и нужно понимать специфику тех или иных предметов, по которым эти рефераты и курсовые пишутся. В любом случае любителям легкой жизни пора научиться думать и работать самостоятельно. Я не хотел бы, что называется, хвастаться, но могу сказать только одно: когда я был студентом, я действительно делал все сам, как и абсолютное большинство моих товарищей, и мне это очень помогло в жизни. Ведь умение учиться, привычка к саморазвитию абсолютно незаменимы в современном мире, я в этом уверен.