31 августа 2012

Задачи модернизации образования можно решать только комплексно – от детских садов до университетов

На селекторном совещании по вопросу «О готовности системы образования к началу 2012-2013 учебного года» 29 августа 2012 года

Д.А.Медведев: Главная цель модернизации системы образования – создать условия для непрерывного интеллектуального и творческого развития нашего молодого поколения, причём решать такую задачу можно только комплексно, начиная с дошкольных учреждений и, конечно, заканчивая университетами. Какие конкретно меры мы принимаем? Во-первых, несмотря на то, что всё равно в общем недовольных много, всё-таки очередь в детские сады сокращается. По поручению Правительства в регионах уже разработаны соответствующие программы, которые призваны обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования к 2016 году. В 11 регионах намерены решить эту проблему досрочно уже в текущем году. Тем не менее доступность образования в целом у нас очень разная, и связано это не только с различными проблемами, которые накопились в самой системе образования (их хватает, конечно), но и с разным качеством управления.

На цели образования предоставляются бюджетные кредиты – по 8 млрд рублей в текущем и следующем годах, а также субсидии на создание дополнительных мест в детских садах в рамках ФЦП «Развитие образования на 2011–2015 годы». К началу этого учебного года в эксплуатацию введено 431 дошкольное образовательное учреждение. Всего в ближайшие три года в регионах планируется создать более 590 тыс. дополнительных мест в детских садах. Дальше мы займёмся ликвидацией очерёдности для детей младше трёх лет.

И что тоже весьма и весьма важно – повышается оплата труда педагогов. К концу 2012 года у школьных учителей она должна быть доведена до средней по экономике в каждом регионе. Заработную плату персонала дошкольных учреждений – она тоже не велика – нужно так же увеличивать. Отмечу отдельную ответственность руководства субъектов Федерации именно за решение этой задачи.

Теперь третье. Сейчас проводится оценка эффективности высшего профессионального образования. Я уже говорил, что в нашей стране немало заведений, которые ни по материально-техническому состоянию, ни, что особенно важно для университетов, по преподавательскому составу фактически до статуса высшего учебного заведения не дотягивают. И это, конечно, сильно обесценивает нашу систему высшего образования. До конца этого года Минобрнауки будет проводить мониторинг деятельности российских вузов и к марту 2013 года представит предложения по реорганизации наименее эффективных. Надо это сделать, наконец, решиться, но, конечно, особенно хотел бы подчеркнуть, что студенты таких учебных заведений ни в чём не виноваты, они пострадать не должны. Они смогут продолжить обучение в других вузах, которые возникнут в результате реорганизации.

Вся стенограмма http://government.ru/docs/20436/