Д.МЕДВЕДЕВ:
Сегодня в жизни значительной части наших молодых людей довольно сложная пора – она связана с поступлением в университеты. И хотя в этом году это проходит несколько по иному сценарию (во многих случаях не нужно сдавать экзамены – достаточно сдать единый госэкзамен), тем не менее напряжение не становится меньше. Я хотел бы сказать, что я всем сочувствую и надеюсь, что все, кто желает поступить в университеты, всё-таки поступят. Хотя сам, вспоминая то, что было уже давно, в 1982 году, помню, какая это была нервотрепка и насколько это потребовало большого количества нервов, концентрации. Всё-таки это важное событие.
Я не так давно посещал город. Был в родной школе. Заехал в университет, походил по родным аудиториям, посмотрел на то, как выглядит дорогой мне юридический факультет. И получился такой кусочек истории о том, как я учился – довольно давно уже – в Санкт-Петербургском университете, а потом преподавал там.
ЗАПИСЬ 26–27 МАЯ 2009 ГОДА
По пути от аэропорта Пулково в район Купчино
Д.МЕДВЕДЕВ:
Отношения с родным городом – это для человека, который из этого родного города в конце концов уехал, особая статья. Потому что, конечно, этот город дал мне практически всё: он дал мне рождение, дал мне моих любимых родителей, дал образование – и школьное, и университетское. Я здесь начал работать, я защищал диссертацию здесь – в общем, здесь проходили самые важные события, которые формировали меня как человека.
Десять лет назад я из Петербурга уехал, и, конечно, каждый раз, когда я возвращаюсь, для меня это возвращение в прошлое в известной мере – прекрасное прошлое (потому что человеку в силу естественных причин очень свойственно идеализировать прошлое, и я, естественно, не исключение). Я сюда возвращаюсь и чувствую эмоциональный прилив. Это, мне кажется, нормально для любого человека.
Так, вот это мы как раз уже въехали собственно в настоящее Купчино. Причём это старая часть Купчино, которая начала застраиваться в 60-е годы прошлого века. Это как раз так называемый шестой квартал. Хотя его иногда называли по-другому, почему-то мне он известен как шестой квартал, где, собственно, и находится мой родной дом – дом 6, корпус 1. И где находится моя родная школа, в которую я поступил в 1972 году, а окончил соответственно в 1982 году. Никуда не «уклонялся», ни в каких других школах не учился. Это обычная ленинградская школа со всеми вытекающими отсюда плюсами и возможностями. Ничего в ней особенного не было. Хотя педагогический коллектив был сильный, и, как мне представляется, большое количество ребят, которые заканчивали школу, поступали потом в университеты, в институты.
Кстати, здесь была библиотека имени Короленко. Я не знаю, что сейчас написано… По-моему, это она и есть. Главное – это постоянство.
А вот уже собственно мой родной квартал. Часть домов тут построили уже в 80-е годы, а часть домов была построена в 60–70-е годы. Вот этот длинный дом считался одним из самых престижных, в нём почти тысяча квартир. Он был кирпичный и улучшенной планировки. Здесь были хорошие квартиры по тем временам. Ну а всё остальное – это нормальные хрущёвские дома, такого плана, как вот эти. И девятиэтажные дома такие, как мой дом. С кухнями «великолепными» по пять с половиной метров. Санузел, правда, раздельный.
Купчино – это новостройка. Здесь много зелени было. Была возможность погулять во дворе, спортом позаниматься. Просто дурака повалять, поболтаться. И я довольно мало всё-таки проводил времени в центре [города], – только тогда, когда меня родители привозили куда-то в центр: в музей, в театр... Мы постарше стали – стали спортом заниматься, ездить там в разные места. Но я всё-таки в основном жил в Купчино. А когда поступил в университет, то центр моей жизни переместился на Васильевский остров.
Конечно, Васильевский остров – это другой Петербург. Это исторический Петербург, петровский. Там очень много красивых зданий, с другой стороны – разрушающихся зданий (в тот период было, сейчас всё-таки немножко подлатали). Другая атмосфера, конечно. Как и собственно, сам университет, который создавался в петровскую эпоху. Во всяком случае, здание Двенадцати коллегий – абсолютно легендарное.
По пути с пристани на набережной Лейтенанта Шмидта до здания юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (22-я линия Васильевского острова).
Д.МЕДВЕДЕВ:
В Инмехе я посещал курсы, что называется, за компанию. Ряд моих товарищей решили поступать в технический вуз – я колебался: говорят, пойдем математику подтянем с физикой; я с большим для себя трудом и мучениями ходил некоторое время на курсы. Но курсы эти меня в очередной раз убедили в том, что это всё-таки не совсем моё. В результате я где-то уже к маю месяцу принял окончательное решение, что буду поступать на гуманитарный факультет, но при этом ещё раздумывал, юридический факультет или филологический. И потом под влиянием различного рода разговоров, общения, в том числе с родителями, пришёл к выводу, о том, что альтернативы юридическому не существует, о чём не пожалел после этого ни разу в жизни.
Вот тут хорошие места мы проезжаем, как раз въезжаем на 22-ю линию, где расположен юридический факультет. Линии эти, конечно, знамениты тем, что когда-то они планировались в качестве каналов, но ввиду того, что деньги были бездарно потрачены или пропиты, превратились в обычные улицы. А могло быть, как в Амстердаме. Вот это как раз 22-я линия, сейчас мы будем пересекать Большой проспект Васильевского острова. Я ездил по этой дороге. Здесь, по-моему, раньше ходил трамвай, который ликвидировали; точно, здесь был трамвай. Я ездил или отсюда, или от метро «Василеостровская» на автобусе, тут две дороги было. Когда я стал преподавателем, я ездил на машине (я был успешный преподаватель, у меня была машина)…
Далее – запись посещения юридического факультета Санкт-петербургского государственного университета.