На заседании экспертного сообщества по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах 7 августа 2012
Д.А.Медведев: Три года назад вступил в силу закон об инновационных предприятиях при вузах и научно-исследовательских институтах, я подписал его в 2009 году. Не могу сказать, что он произвёл абсолютную революцию, но то, что он принёс пользу, я в этом уверен. Я надеюсь, вы это тоже мне сегодня подтвердите. После этого был целый ряд других решений, событий, мы принимали специальные постановления. За это время было создано более 1,6 тыс. инновационных предприятий, кстати, 300 из них в Сибирском федеральном округе. Они получили довольно значительные, по нашим меркам, преференции в области бухгалтерского учёта, отчётности, в области налогообложения, в области аренды помещений. В 2010 году было принято специальное постановление Правительства, так называемое 218-е, которое обеспечивает государственную поддержку и стимулирует к сотрудничеству соответствующие структуры. В федеральном бюджете на период 2010–2012 годов для финансирования ОКР и научно-исследовательских работ предусмотрено около 20 млрд рублей (в этом году это порядка 7 млрд) и при участии государства реализуется около 100 комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства 92 компаниями и 66 образовательными центрами. Таковы результаты.
Каковы приоритетные направления? Конечно, может быть, самое главное и самое сложное – это дальнейшее формирование благоприятного режима работы, то есть режима наибольшего благоприятствования для инновационной деятельности со стороны государства. Это сложно, потому что государство ничего отдавать не хочет. Такова государственная жизнь, но в то же время, конечно, речь должна идти о совершенствовании не только правового режима в целом, но и рамок налогового и таможенного регулирования и, конечно, о защите интеллектуальной собственности с учётом тех обязательств, которые мы имеем, и того законодательства, которое было принято в последнее время.
Если говорить о защите интеллектуальной собственности, в целом наше регулирование отвечает современным международным трендам. Тем не менее в стране у нас права на интеллектуальные продукты инновационных предприятий принадлежат их учредителям – это высшие учебные заведения, университеты то есть, и научно-исследовательские институты. За рубежом университеты передают патенты разработчикам. На данном этапе мы могли бы предоставлять российским новаторам исключительную лицензию на результат интеллектуальной деятельности. Можно поступить и как-то иначе, давайте обдумаем, потому что от правовой конструкции здесь зависит очень многое.
И, конечно, недостаток инвестиций остаётся одной из ключевых проблем. Нужно развивать и венчурное инвестирование, и привлекать государственные фонды. Следует также проанализировать возможности IPO в начинающих инновационных компаниях на специально созданных международных фондовых площадках. Не знаю, насколько это способно изменить ситуацию, потому что всё-таки далеко не каждая компания способна выйти даже на такое IPO, но, наверное, это один из возможных путей.