26 июля 2012

Доступность образования, обучения на родном языке остаются приоритетами закона об образовании

На заседании Правительства Российской Федерации 26 июля 2012 года

Д.А.Медведев: Вчера на встрече с экспертами «Открытого Правительства» мы говорили о том, какие возможности созданы в рамках законопроекта для развития дошкольного, общего, среднего, профессионального и высшего образования. По большому счёту закон должен не только решить проблемы образования, но и стать основой развития человеческого потенциала в стране. Образование в России, и хотел бы специально это подчеркнуть, было и останется бесплатным. Большинство из положений предыдущего базового закона, имею в виду доступность образования, право выбора школы, обучение на родном языке, не только остаются приоритетными, но и специально детализируются. Например, в главе о статусе педагогических работников подробно указаны их права, обязанности и ответственность, конечно. Гарантируется возможность профессионального роста и уровень зарплаты. Это первое, что мне бы хотелось отметить.

Второе. На законодательном уровне закрепляются нормы, связанные с внедрением новых образовательных программ, современных технологий, передовых форм и методов обучения. В нашей очень большой стране принципиально важно обеспечивать максимально равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования. Независимо от того, где учится ребёнок, будь-то столица или отдалённая деревня, у него должна быть возможность выбрать так называемую индивидуальную траекторию обучения. Речь идёт и об использовании дистанционных технологий, электронных технологий, интегрированных образовательных программ – в общем, всего современного арсенала образовательных средств. Они уже достаточно активно используются, но не повсеместно.

Третье. Особое внимание в законопроекте уделено детям и подросткам, которые проявили выдающиеся способности, как например, наши ребята, которые в олимпиаде участвовали. Напомню, что мы недавно приняли концепцию общенациональной системы выявления и поддержки талантливых детей, нужно её реализовывать. Детям-инвалидам гарантировано получение инклюзивного образования. Хотел бы подчеркнуть, что все социальные гарантии нашли в законопроекте свой окончательный вид, они сформулированы и должны быть уже раскрыты в других законодательных актах или превращаться в нормы прямого действия.

Четвёртое. Законопроектом предлагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров. Теперь рабочим профессиям будут учить в учреждениях среднего профессионального образования, в учебных центрах и на производстве. Вчера во время обсуждения этой темы с «Открытым Правительством» упоминалась тема начального профессионального образования – надо обратить на это внимание. Я сейчас не предлагаю концептуальные изменения вносить, но так или иначе это начальное образование должно в нашей стране быть. Место в законопроекте в этом и реальная роль начального образования могут быть определены в ходе окончательной доработки закона в Государственной Думе. Это расширит возможности и граждан, и, конечно, работодателей, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных рабочих.

Пятое. Особое внимание в документе уделяется поддержке экспериментальной и инновационной деятельности в высших учебных заведениях и развитию системы дополнительного образования. Для того чтобы научить молодёжь получать знания, а потом их применять на практике, надо выстроить цепочку, которая будет связывать школы, техникумы, колледжи с вузами и предприятиями.

Вся стенограмма http://government.ru/docs/19807/