Из выступления на Петербургском международном юридическом форуме 17 мая 2012
Д.МЕДВЕДЕВ: Последние два десятилетия в Российской Федерации совершается беспрецедентная трансформация права. Я хотел бы сказать, что когда нас критикуют (очень часто справедливо, иногда несправедливо), мне кажется, забывают об одном: наша правовая система, несмотря на глубокие корни, несмотря на то, что мы являемся частью общеевропейской правовой семьи, тем не менее весьма и весьма молода. Она развивается, и, может быть, в этом залог её будущих успехов.
Механизм, который обеспечивает реальную защиту важнейших конституционных прав и свобод: равенство перед законом, соблюдение баланса государственных, общественных и частных интересов, мы только создаём. Сегодня у нас, как и в любом развивающемся, но демократическом государстве, законопроект, непосредственно затрагивающий интересы людей, имеющий значение для всего общества, становится предметом самого широкого обсуждения. Развитие интернета, телекоммуникационных технологий даёт возможность каждому гражданину страны (конечно, если у него такое желание есть) поучаствовать в подготовке текста закона: не только оставить свой комментарий на соответствующем сайте, но и предложить собственную формулировку проекта нормы, которая потенциально может стать нормой закона. Я напомню, что целый ряд законопроектов у нас таким образом обсуждался. В частности, я имею в виду и закон о полиции, который обсуждали десятки тысяч граждан, и в результате он был существенным образом изменён. Эта практика, естественно, будет продолжена. В целом ряде государств такая технология и вообще модные краутсорсинговые технологии успешно используются при подготовке самых важных законов. Это понятно: ещё 200 лет назад было абсолютно точно сказано, что великое дело законодательства состоит в том, чтобы создавать общественное благо из наибольшего числа частных интересов. Мне кажется, это наиболее ёмкая формулировка, которая не потускнела за прошедшие 200 лет.
Привлечение широкой общественности позволяет сделать закон качественнее, уйти от коррупциогенных норм, обусловленных интересами политических или экономических групп, отдельных лоббистов, кроме того, значительно повысить открытость и, как следствие, легитимность законодательного процесса. Каждый участник процесса в этом случае осознаёт свою сопричастность к делу подготовки закона. В дальнейшем в конечном счёте (это психологический момент) будет просто охотнее его исполнять, потому что всё, что ты пропустил через своё сознание, в меньшей степени отторгается – такова природа человеческой личности. Открытая правовая политика – обязательный атрибут системы «Открытого Правительства». Вы знаете, что международное партнёрство «Открытое Правительство», в которое входит несколько десятков государств, ставит перед собой отдельную задачу – сделать процесс государственного управления как можно более прозрачным и качественным за счёт постоянного и активного участия гражданского общества и, конечно, использования новых технологий. По такому же пути идёт и наша страна. Я являюсь активным пропагандистом этой идеи.
Безусловно, система «Открытое Правительство» должна включать в себя реально работающую структуру аккумуляции общественных инициатив в сфере правотворчества. Огромный поток информации, который сваливается на нас ежедневно, нужно качественно и своевременно обрабатывать, проверять, концентрировать предложения, облекать их в необходимую юридическую форму. Необходимо также обеспечить предсказуемость и системность законодательных изменений, их соответствие экономической и социальной политике, актуальным вызовам, тем угрозам, которые существуют сегодня в мире.
Для этого должны быть созданы современные научно-методические центры, которые будут обеспечивать постоянный конструктивный диалог между разработчиками законов, общественностью и правоприменителями. Во многих странах такие центры формируются вокруг уже существующих и широко известных исследовательских учреждений и юридических школ, хотя возможно, чтобы такая работа начиналась где-то с нуля.
Считаю, что перед современным обществом стоит сверхзадача – быстро сформировать и предложить обществу максимально непротиворечивую и эффективную на практике систему норм, которая способна решать задачи не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Это особенно актуально с учётом сформировавшегося в последние годы в мире запроса со стороны гражданского общества на качественную, эффективную и максимально открытую для общения власть. Этот запрос существует не только в России, он существует повсеместно – в западном полушарии, в восточном полушарии, на юге, на севере. Это реалии, с которыми мы все должны считаться, и государственной власти придётся дать на этот запрос свой, надеюсь, эффективный ответ.