Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемые коллеги!
Конечно, я также начну своё общение с вами с поздравления с праздником, который объединяет всех нас, – с Днём Великой Победы!
Позвольте также поблагодарить Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за предложение возглавить Правительство России, за внесение моей кандидатуры на ваше рассмотрение.
Я также хотел бы поблагодарить всех депутатов Государственной Думы за работу в выходной день.
И ещё слова благодарности. Хотел бы сердечно поблагодарить вас за то, что вы поддерживали меня все эти годы. Нам действительно многое удалось. Это стало возможным только благодаря полноценному взаимодействию между Президентом, Правительством и Государственной Думой. Уже в нынешнем составе была проведена очень серьёзная политическая реформа. Другие вехи нашей работы только что упоминал Владимир Владимирович, когда говорил об антикоррупционном пакете и о работе над модернизацией технологического и социального уклада нашей жизни.
У меня состоялись встречи с членами думских фракций. Беседы были очень интересные, естественно, разные, подчас непростые, потому что, в общем, это разговор людей, которые могут по-разному оценивать текущую жизнь. Но я надеюсь, что в результате мы всё-таки должны выйти на главное – на готовность, отложив разногласия в сторону, решать ключевые вопросы жизнедеятельности нашей страны. И скажу вам прямо, что многие из вопросов, которые звучали в ходе обсуждения во время общения со всеми фракциями, мною взяты в проработку и по ним я дам поручения.
Объём задач, стоящих сегодня перед государством в самых разных сферах, огромен. Именно поэтому сегодня в повестке дня формирование такой модели управления, которая сможет адаптироваться к новым вызовам и существенно расширит наши возможности по развитию страны. Нам предстоит консолидировать общество вокруг решения основных проблем, доказать, что государство не отделено от народа, а что оно обязано служить народу, создать условия для достойной жизни и самореализации наших граждан. Именно поэтому, на мой взгляд (и это такая общая часть), должна измениться сама власть. Вы знаете, что я последние годы предпринимал для этого много усилий.
Идея так называемого «Открытого правительства» – это одно из таких изменений. Мы действительно должны дать возможность активным гражданам, экспертному сообществу участвовать в подготовке важнейших государственных решений, и не только участвовать, но и контролировать их исполнение. И, конечно, в постоянном режиме привлекать на государственную службу самых профессиональных специалистов.
Уважаемые коллеги, хотел бы заверить вас, что в случае поддержки моей кандидатуры на посту Председателя Правительства я приложу все усилия для того, чтобы сохранить положительную динамику по ключевым направлениям социального и экономического развития и решить те проблемы, которые препятствуют достижению наших общих целей. Я, пользуясь возможностью, напомню коротко итоги последних лет для того, чтобы всё это стояло перед нашими глазами.
В 2011 году российский ВВП превысил докризисный уровень, преодолены последствия экономического спада по большинству показателей развития. Темпы экономического роста стабилизировались на уровне около 4 %. Это, конечно, не плохо, но этого недостаточно, тем более при довольно высоких ценах на сырьевые товары. С другой стороны, радуют некоторые факторы, в том числе быстрый рост машиностроения. Это, может быть, один из первых признаков того, что модернизация приносит свои первые плоды.
Средняя заработная плата по экономике за четыре года выросла на 18 %, в I квартале этого года составила около 25 тыс. рублей.
Мы ко всему привыкаем, человеческий разум так устроен, но (я вам могу сказать о своих эмоциях, не знаю, какие у вас) если бы мне лет десять назад сказали, что у нас будет такая среднемесячная зарплата, то я бы в это никогда не поверил.
Средняя трудовая пенсия выросла в 2,7 раза и превысила 8,5 тыс. рублей. Во всех регионах страны уровень доходов пенсионеров сейчас превышает региональный прожиточный минимум.
Число безработных за последние два года сократилось на 2 млн. человек. И уровень безработицы, что, конечно, очень важно, вернулся к цифрам четырёхлетней давности, то есть докризисного периода.
За этот же период инфляция снизилась с 13 % до примерно 6 %, а накопленная инфляция за последние 12 месяцев (напомню) составляет менее 4 %. Это очень хороший показатель.
Правительство должно быть предельно аккуратным в подходах к изменению тарифов, а также к регулированию рынка сельхозпродукции. Надо, конечно, и далее стимулировать конкуренцию на рынках товаров и услуг, прежде всего топливных, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с тем чтобы мы давали развиваться нашей промышленности и сельскому хозяйству, а с другой стороны, чтобы по итогам года инфляция оказалась ниже прошлогоднего показателя.
Сразу скажу, что в целом доволен тем, как развивается наше сельское хозяйство после тяжёлой засухи. Во время консультаций со всеми фракциями я об этом говорил. Все меры поддержки, эффективная работа сельхозпроизводителей дали свои результаты. Рост в сельском хозяйстве в 2011 году составил 22 %, и Россия вышла на второе место в мире по объёмам экспорта пшеницы.
Созданы благоприятные условия для привлечения в отрасль частного капитала. Сегодня на один рубль государственной поддержки в агропромышленный комплекс привлекается 10 рублей частных инвестиций, а совокупный инвестпортфель в аграрно-промышленный комплекс составляет более полутора триллионов рублей.
Конечно, далеко не всё в порядке и в этой важнейшей отрасли. Мы опять же и сегодня, и вчера об этом говорили с коллегами во время консультаций. Долгосрочные инвестиции в производство говядины пока не дали ожидаемых результатов, хотя и деньги приличные, и условия кредитования в целом неплохие, тем более мы их за годы кризиса ещё и переформатировали. Но Правительство должно будет скорректировать свои действия в этом направлении и обеспечить достижение необходимых показателей. Мы должны продолжить государственную поддержку производства сельхозпродукции и предпринять меры, которые сдерживают рост цен на важные для агропромышленного комплекса товары: на горюче-смазочные материалы, на удобрения и на сельхозтехнику.
Кроме того, Правительство предусмотрит в соответствующей госпрограмме необходимые меры поддержки сельхозпроизводства в связи со вступлением России в ВТО. Мы тоже с вами, коллеги, об этом говорили неоднократно.
Что касается инвестиций в экономику в целом, то они почти достигли докризисного уровня. Сейчас капиталовложения растут неплохими темпами. В отдельные месяцы более чем на 10 %. Наша задача – добиться увеличения доли инвестиций до 25 % ВВП, а далее, может быть, и до 27 %, в том числе за счёт значительного роста иностранных инвестиций.
К сожалению, уровень внутренних сбережений все еще слишком низок, «длинных» денег не хватает – это факт. С другой стороны, объём вкладов физических лиц за три года увеличился почти на 80 %. Это, кстати, лучшее подтверждение доверия к национальной валюте и финансовой системе. Также в рамках работы по формированию в Москве международного финансового центра нам удалось создать новые и улучшить имеющиеся институты инвестиционного рынка. Начали работать Агентство по страхованию экспорта [Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций], Российский фонд прямых инвестиций, завершилось слияние крупнейших биржевых площадок, приняты законы о центральном депозитарии и национальной платёжной системе.
Благодаря привлечению независимых директоров в органы управления компаний, которые контролируются государством, повышается прозрачность и эффективность их деятельности, хотя там ещё, надо признаться, порядок предстоит наводить. Стало меньше обременительных проверок и требований к лицензированию, неплохо действуют и меры налогового стимулирования отдельных видов деятельности, заработал Таможенный союз, завершены переговоры по вступлению России в ВТО.
Но в целом, несмотря на прогресс по ряду направлений, деловой климат в России пока не может нас всех устроить. Мы уступаем ведущим мировым игрокам по состоянию конкурентной среды из-за барьеров административного, инфраструктурного, таможенного и налогового характера, из-за недостаточной прозрачности доступа к государственным закупкам и далеко не всегда эффективной защиты частной собственности.
Отношение к предпринимательской деятельности в нашей стране должно принципиально измениться. Я говорил об этом на расширенном заседании Государственного совета и сегодня повторю. Экономический прорыв возможен только там, где предпринимательский талант воспринимается как общественная ценность, именно как общественная ценность, а предпринимательская деятельность – как один из ключевых источников развития страны. Государство может в определённых случаях осуществлять прямое вмешательство в экономику, но по действительно необходимым и понятным для бизнеса поводам или в условиях кризиса, а правоохранительные органы обязаны защищать организации всех форм собственности, и делать это эффективно. При этом мы должны создать такую модель, когда правила игры для ведения бизнеса в России могли бы достойно конкурировать на международном уровне, а в формировании этих правил участвовали бы все.
Сочетание этих принципов и слаженных действий Правительства, всех органов государственной власти, местного самоуправления, я надеюсь, позволит достичь тех рубежей, о которых я сказал. Именно по этим показателям и будут судить об эффективности деятельности (работы) будущего Правительства.
Ещё один важнейший краеугольный показатель, на мой взгляд, о котором я говорил, хочу ещё его назвать – это увеличение ожидаемой продолжительности жизни, это синтетический показатель. Цель – не менее 75 лет к 2018 году. В эти же сроки качество жизни большинства российских семей должно прийти в соответствие с базовыми характеристиками среднего класса. Речь идёт и о возможности регулярно менять свои жилищные условия, доля семей с доходами ниже прожиточного минимума должна быть устойчиво менее 10 %.
За период до 2020 года должно быть создано не менее 25 млн. эффективных рабочих мест, в первую очередь, конечно, не в сырьевых отраслях экономики. Безработицу необходимо ограничить уровнем не более 5 %. Производительность труда повысить в 1,5 – 2 раза. Это ключевая вещь. Пока нам в этом смысле этого сделать не удавалось. Для этого нужно улучшить условия ведения бизнеса таким образом, чтобы во всех авторитетных рейтингах предпринимательского климата Россия находилась в лидирующих позициях: сначала внутри первых сорока, а потом и в первой двадцатке. И, конечно, мы должны войти в число ведущих стран по показателям инновационного развития, сделать так, чтобы несколько российских университетов оказались в первой мировой сотне лучших вузов, а по уровню внедрения электронных технологий Россия просто обязана быть в первой десятке среди стран мира.
Вчера, кстати, все эти показатели были зафиксированы в качестве поручений Правительству в известном очень системном и комплексном наборе указов Президента России.
Уважаемые коллеги, теперь о том, что считаю необходимым сделать для достижения этих целей, в том числе о приоритетах кабинета министров в случае, если вы мне его доверите возглавить.
Остановлюсь на конкретных вопросах бюджетной и налоговой политики, расширения конкурентной среды и децентрализации, создания современной инфраструктуры и развития отдельных отраслей экономики, строительства комфортного жилья и улучшения качества социальных услуг.
Но хотел бы сразу подчеркнуть, всё, что должно и будет делать Правительство, это продолжение той стратегии модернизации, которая уже началась и которая уже сейчас реализуется в нашей стране. Всё, что было заявлено в предыдущие годы, должно быть доведено до успешного завершения, чтобы каждый раз не начинали работать с чистого листа.
Теперь суммарно по основным направлениям.
Первое. О бюджетной политике. Ежегодные процедуры формирования федерального бюджета уже стартовали. Важно принять в этом году новую редакцию Бюджетного кодекса. Она должна учесть опыт бюджетной политики последнего десятилетия, обеспечить в дальнейшем стабильность законодательства и повысить эффективность расходов бюджетов всех уровней, а также оптимизировать распределение между ними ресурсов и полномочий с акцентом на существующую и будущую децентрализацию. Рассчитываю по этому вопросу на вашу поддержку.
Со следующего года мы должны ввести в действие очень важное бюджетное правило, конкретную формулу предлагаю обсудить вместе, но принцип направления сверхдоходов от сырьевого экспорта в Резервный фонд считаю необходимым сохранить. Это лучшая гарантия от самых тяжёлых последствий глобального кризиса. Мы с этим столкнулись, и на каких бы разных позициях мы ни стояли, давайте всё-таки признаемся откровенно себе в том, что Россия с минимальными издержками вышла из финансового экономического кризиса. Посмотрите на Европу и на другие страны.
После достижения предельной величины Резервного фонда (по мнению экспертов, это может быть не менее 7 % ВВП) более половины дополнительных доходов должны аккумулироваться в Фонде национального благосостояния, который продолжит служить страховкой для нашей пенсионной системы. Оставшиеся средства считаю возможным использовать на финансирование инфраструктурных и иных приоритетных проектов. Это могут быть значительные деньги. При этом допустимый дефицит федерального бюджета предлагаю ограничить после переходного периода 1 % валового внутреннего продукта.
Другой первоочередной задачей является полномасштабное внедрение в деятельность Правительства программно-целевого принципа. На сегодняшний день утверждён перечень, который включает в себя 41 государственную программу. Целесообразно, начиная уже с 2014 года, формировать бюджет на основе госпрограмм с определением долгосрочных целей и путей их достижения. Не менее половины государственных программ должны быть утверждены в этом году. У нас, кстати, есть для этого все возможности, если напряжёмся как следует.
С учётом своего академического прошлого я не могу не использовать некоторых цитат. Поэтому в данном случае мне вспоминается цитата одного из классиков, а именно, не поверите, Фридриха Энгельса, который говорил так: «Каждый шаг действительного движения важней дюжины программ». Абсолютно точно.
Чтобы ускорить переход на новые принципы работы, предлагаю не менее пяти государственных программ утвердить до принятия закона о федеральном бюджете и начать их реализацию уже со следующего года. В частности, это касается государственных программ в сферах образования, науки и технологий, сельского и лесного хозяйства, охраны окружающей среды и культуры. В ближайшие три года должна быть сформулирована единая информационная среда государственного управления. И ядром должна стать программа «Электронный бюджет». Все необходимые решения Правительству нужно принять не позднее осени этого года, а к 2018 году доля граждан, которые используют механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна быть не менее 70 %. В ближайшие месяцы надо завершить работу над законопроектом о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Мы сегодня с коллегами об этом говорили. Её основные механизмы нужно распространить и на закупки компаний, которые находятся под контролем государства. Ну и, наконец, 94-й [Федеральный] закон о необходимости замены которого так долго говорили депутаты Государственной Думы, должен прекратить своё существование.
О налоговой политике. Естественно, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы во многом зависит от предсказуемости и рациональности налоговой политики. Её стимулирующая функция должна быть существенно усилена.
Выделю в связи с этим три основные темы.
Во-первых, надо обеспечить введение в действие с 2013 года патентной системы налогообложения для значительной части малого бизнеса. Кроме облегчения нагрузки на предпринимателей, это позволит расширить доходную базу местного самоуправления. Это для нас ключевая вещь, имея в виду курс на децентрализацию, её поддерживают абсолютно все фракции.
Во-вторых, считаю правильным внедрить дополнительные налоговые стимулы для создания новых производств и модернизации основных фондов. Одна из возможных мер – это налоговые каникулы. Предлагаю обсудить целесообразность их введения именно на площадке Государственной Думы.
Другая мера – это освобождение от налога на имущество вновь вводимой активной части оборудования. Потери, которые будут возникать, можно компенсировать за счёт поэтапной отмены льгот на имущество естественных монополий.
Также более высокие налоги должны платить владельцы дорогой недвижимости и транспорта. Правительство уже такое решение одобрило.
В-третьих, ставки акцизов на табак и алкоголь должны расти темпами, которые существенно превышают инфляцию. Целесообразно повысить их сверх тех значений, которые уже зафиксированы в Налоговом кодексе на среднесрочную перспективу, с направлением всех дополнительных доходов в бюджеты регионов. Одновременно, чтобы избежать расширения нелегального рынка, необходимо провести работу по гармонизации ставок акцизов на такого рода продукцию в рамках Таможенного союза. И, кстати, может быть, предпринять целый ряд мер по алкогольному рынку, которые мы сегодня и вчера обсуждали с коллегами из Государственной Думы.
Обсуждаются и должны быть сформулированы Правительством в течение ближайших месяцев и другие возможности, связанные с реформированием налоговой системы. При этом есть важнейшее условие – предпринимаемые меры не должны увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые отрасли экономики.
В целом государство должно создавать равные условия для деятельности предприятий, внедрять механизмы, стимулирующие добросовестную конкуренцию, следует усилить антимонопольные нормы и санкции в отраслевом законодательстве, повысить прозрачность деятельности самих антимонопольных органов, в том числе представляя большие полномочия соответствующим общественным советам. Классики экономической мысли говорили о том, что конкуренция – наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния, она даёт возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом и уничтожает необоснованные привилегии (это уже не классики марксизма-ленинизма, а Людвиг Эрхард).
Расширить возможности рыночной конкуренции. Это позволит нам снизить долю государственной собственности. Но во всём, что касается стратегических компаний, нам нужно действовать аккуратно. И тем не менее действовать по целому ряду направлений необходимо, направляя все дополнительно полученные средства на решение социальных и инфраструктурных задач. Таких задач много, и решать их нужно не столько в московских кабинетах, сколько на местах. Надо обеспечить регионам и муниципалитетам реальную самостоятельность, избавить их от избыточной регламентации сверху, дать, наконец, импульс к развитию. Выиграет тот, кто привлечёт на свою территорию инвестиции, новые технологии, квалифицированных специалистов, создаст качественную инфраструктуру.
Теперь об инфраструктуре. Напомню, что впервые в новейшей истории будет обеспечено финансирование ремонта и содержания федеральных автодорог в соответствии с нормативами, потому что эта сфера очень непрозрачная. В среднесрочной перспективе будет введена в эксплуатацию совокупность из 15 взлётно-посадочных полос и завершена реконструкция наиболее значимых аэропортов. Это ключевой вопрос для сохранения единого пространства.
Продолжена политика субсидирования воздушных перевозок из регионов Сибири и Дальнего Востока и Калининградской области. Это социальная мера, мы обязаны её продолжать.
К 2014 году будет введено в эксплуатацию более тысячи километров новых железнодорожных линий. Общие инвестиции в их строительство составят порядка триллиона рублей. Возрастёт в полтора раза и суммарная мощность морских портов, существенно обновится флот. Предусмотрено внедрение новейших систем навигации, коммуникаций, систем связи и наблюдения, которые обеспечивают безопасную и эффективную эксплуатацию транспортных маршрутов и логистических центров. Число происшествий (это тоже ключевой показатель, мы сегодня говорили на эту тему с коллегами) должно быть сокращено к 2015 году как минимум на 30 %. Всего на развитие транспортного комплекса в течение трёх ближайших лет только из федерального бюджета будет направлено более 2 трлн. рублей.
Уже в ближайшее время необходимо создать все условия, включая формирование или корректировку существующей нормативной базы, для масштабного внедрения в практику инфраструктурных облигаций, концессий, контрактов так называемого жизненного цикла. Предстоит решить задачу гармонизации российской и международной правовой базы транспортной системы, унификацию технических стандартов и соответствующих технологий.
Теперь ещё об одной нашей ключевой сфере, которую мы обсуждаем, – об энергетике. Её инфраструктура развивается в соответствии с долгосрочной стратегией на период до 2030 года и генеральными схемами развития отдельных секторов энергетики. Ежегодно в единую энергетическую систему России инвестируется до 1 трлн. рублей, но далеко не всегда эти инвестиции дают тот эффект, на который мы рассчитываем, и мы об этом тоже сегодня говорили.
Начата большая работа по повышению энергоэффективности. Задача остаётся прежняя, она очевидна для всех – к 2020 году нам нужно добиться снижения энергоёмкости валового внутреннего продукта на 40 % к уровню 2008 года. Эта задача достижима.
Кроме того, сама энергия должна стать по своему качеству чище. Объем производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников должен возрасти с 1 % до не менее чем 2,5 % к 2015 году. Эти меры позволят существенно улучшить и экологическую ситуацию в стране.
Считаю крайне важным установить федеральные стандарты надежности качества и энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. У наших людей должна быть возможность получать полноценный набор этих услуг за те совсем не маленькие деньги, которые эти услуги сегодня стоят, а доля этих платежей в доходах семей должна быть стабилизирована если не в короткой перспективе, то хотя бы в среднесрочной.
По жилищной сфере тоже очень важная задача – нам нужно повысить комфортность самого жилья и улучшить жилищные условия миллионов семей. Скажу, что для этого за последние годы мы приняли целый ряд важных решений. Только в рамках программы переселения из аварийного жилья Фонда содействия реформированию ЖКХ новое жильё получили более 200 тыс. семей. Подготовлен законопроект о продлении деятельности Фонда до конца 2015 года. Это потребует выделения дополнительного финансирования из бюджета всех уровней не менее чем на 400 млрд. рублей, но результат ещё важнее. С учётом уже завершенных программ капитального ремонта свои жилищные условия смогут улучшить до 30 млн. человек.
У нас есть очень резонансные программы, которые начинались некоторое время назад и которые должны быть обязательно завершены. Я напомню, что практически четыре года назад, как раз накануне Дня Победы, мною был подписан Указ, который касался обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны. С тех пор мы много над этим работали. Выполнение этого Указа завершается. Всего на эти цели направлено более 250 млрд. рублей. Никогда такие деньги не тратились на жильё ветеранов. Жильё получили уже более 200 тыс. человек. Это наша особая ответственность перед ветеранами, и, конечно, мы доведём эту программу до конца.
Жилищная проблема остаётся в кругу постоянных вопросов. И она активно решалась рыночными методами. За последние четыре года ипотечными программами воспользовались около полутора миллионов семей. Но этого всё равно недостаточно. Правительство должно реализовать программы повышенной доступности ипотеки для отдельных, наиболее уязвимых категорий наших людей, тех, которые неспособны платить больше деньги за ипотеку. Я имею в виду бюджетников. Это учителя, врачи, молодые учёные, инженеры. Для них необходимо создать, как мы и договаривались, специальный ипотечный продукт с тем, чтобы не менее миллиона российских семей могли пользоваться этими механизмами ежегодно, сочетая их, конечно, и с другими возможностями, например, с бесплатным предоставлением земельных участков для семей с тремя и более детьми.
Необходимо, и мы также сегодня, коллеги, это с вами обсуждали и вчера, совершенствовать законодательство в целях развития рынка арендного жилья и распространения практики создания жилищных кооперативов, а также устранить недостатки в сфере управления жилищным фондом. Их очень много. Это действительно очень тяжёлая, очень консервативная и очень ёмкая в коррупционном отношении сфера. Там нужно навести порядок, потому что больше терпеть это невозможно.
Уважаемые коллеги, теперь несколько слов о промышленности. На сегодняшний день принято 12 отраслевых стратегий развития, которые определяют политику в промышленной сфере. Естественно, кризисные явления последних лет внесли коррективы в намеченные планы. Но сегодня можно с уверенностью сказать: антикризисные меры позволили не допустить деградации и потери производственного потенциала. Но, к сожалению, каких-либо серьёзных структурных сдвигов в промышленном секторе мы пока не видим. И это тоже правда. Здесь ещё очень многое предстоит сделать.
Ответственные задачи стоят перед оборонно-промышленным комплексом. На производство современных вооружений и военной техники будут направлены громадные средства – 20 трлн. рублей. Мы эту цифру всё время поднимаем, обсуждаем (кто-то с энтузиазмом, кто-то с негодованием), но очевидно, что такие деньги должны быть истрачены грамотно, они должны дать необходимую отдачу, в том числе за счёт совершенствования системы управления в сфере оборонного комплекса и оборонного заказа.
В ближайшее время необходимо принять соответствующие нормативные акты. Это позволит соответствующим образом оснастить наши Вооружённые Силы и обеспечить нашу меняющуюся, в конечном счёте – профессиональную армию необходимым арсеналом современных средств.
Одним из эффективных инструментов модернизации и инновационного развития должна стать система национальной стандартизации. В ближайшее время необходимо разработать около 6 тыс. стандартов, что позволит ежегодно обновлять до 10 % национальных стандартов в целом. Это соответствует показателям, которые достигнуты в развитых странах. Не менее 60 % российских стандартов должны быть гармонизированы с международными.
Теперь об инновациях. Стратегической задачей является достижение мирового уровня исследований и разработок, глобальная конкурентоспособность России на этом направлении. В последние годы финансирование фундаментальной науки было увеличено почти в два раза, а прикладных разработок – более чем в четыре раза. Общий объём ежегодных вложений государства в исследования только гражданского назначения превысил 400 млрд. рублей. Но нам необходимо активнее развивать формы государственной поддержки исследований и разработок, которые проводятся на докоммерческой стадии. Очень важно сформировать такую систему приоритетов на прорывных направлениях, такие механизмы реализации этих приоритетов, которые создадут основу для технологического превосходства отдельных секторов экономики, повысят восприимчивость к новым глобальным технологическим сдвигам.
В среднесрочной перспективе нам потребуется оптимизировать сеть научных организаций, причём не бездумно, в соответствии с какими-то волевыми критериями, а с учётом их эффективности, за счёт участия в мегапроектах мирового уровня. Нам нужно развивать глобальную инфраструктуру научных исследований, увеличить финансирование через научные фонды путём выделения субсидий предприятиям-заказчикам НИОКР, поддержать их исследовательскую деятельность в кооперации с высшей школой и, конечно, академическими институтами.
Один из таких проектов – известных проект в Сколково. Он, конечно, не является панацеей, но наша задача совместить возможности Сколково с потенциалом других элементов национальной инновационной среды, в том числе с институтами развития, с технопарками и с нашими наукоградами, которые далеко не всегда находятся на должном уровне. Соглашения, уже заключённые с крупнейшими мировыми корпорациями, подтверждают в целом доверие к такому инвестиционному проекту.
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Несколько слов, но важных слов – о приоритетах социальной политики. Среди безусловных задач – создание достойных условий для жизни граждан России, для самореализации человека. За последние годы мы последовательно наращиваем инвестиции в человеческий капитал, занимаемся комплексной модернизацией социальной сферы, национальных систем образования и здравоохранения. Особое внимание уделяем совершенствованию демографической политики. Мы сегодня долго на эту тему разговаривали. Сдвиги видят все, но вопрос в том, как нам реализовывать её дальше. Мы знаем, что, по предварительной оценке Росстата, показатель ожидаемой продолжительности жизни в 2011 году превысил 70 лет. Это самый высокий показатель с 1987 года.
И это суммарный показатель, потому что он указывает нам на то, что жизнь меняется в целом в лучшую сторону, и средства, которые мы применяем, всё-таки имеют свою эффективность. Далеко не всегда они достигают быстрого результата, но эффективность есть.
Мы приступили к реализации второго этапа концепции демографической политики, который рассчитан на период с 2011 по 2015 год. По предварительным расчётам, в демографические проекты будет вложено порядка 1,5 трлн. рублей. Должны быть разработаны и дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей. Мы сегодня тоже на эту тему рассуждали: надо поддерживать не только рождение ребёнка, надо поддерживать семьи в целом, включая меры, направленные на создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей. Особое внимание будет уделено родителям, которые испытывают трудности на рынке труда. Это матери малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов.
О здравоохранении. Продолжится реализация мероприятий по снижению смертности населения, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий, сосудистых и онкологических заболеваний, а также по формированию у граждан мотивации к здоровому образу жизни, по расширению возможностей для занятий физкультурой и массовым спортом.
Уже приняты законодательные основы, необходимые для реструктуризации системы здравоохранения и повышения качества предоставления медицинских услуг. Теперь российским гражданам, которые застрахованы в системе ОМС [обязательного медицинского страхования], будет гарантировано получение медицинской помощи на всей территории России, дано право выбирать и страховую, и медицинскую организацию, и в конечном счёте выбирать врача, что очень важно. Законом также обеспечен равный доступ к системе ОМС для медицинских организаций любой формы собственности. Всё это должно создать условия для конкуренции за пациента.
С 2013 года во всех медицинских учреждениях помощь будет оказываться в соответствии со стандартами. На их внедрение уже направлено более 100 млрд. рублей. Всего же на региональные программы модернизации системы здравоохранения за два года выделено 460 млрд. рублей. Одна из ключевых задач – повышение уровня зарплат медицинских работников. За два ближайших года фонд заработной платы увеличится на 30 – 35 %, что должно помочь решить отрасли целый ряд кадровых проблем. Динамика обновления технологий здесь за последние годы очень часто превышала динамику подготовки и переподготовки медицинского персонала (об этом мы тоже говорили).
Считаю, что этим вопросом Правительство должно заняться предметно, и соответствующую программу нужно разработать в самые короткие сроки.
Теперь об образовании. Социальная справедливость, равенство возможностей для всех российских граждан во многом определяются доступностью и качеством образования. Несмотря на серьёзные проблемы посткризисного характера, мы приступили к большому проекту поддержки российской школы. За три года в школу будет инвестировано из федерального бюджета 120 млрд. рублей. Столько же должны вложить регионы. А всего в рамках государственной программы развития образования в ближайшие восемь лет только из федерального бюджета будет выделено до 5 трлн. рублей. Это расходы на образование.
Значительная часть этих средств пойдёт на повышение зарплаты учителей. В целом их заработки уже приблизились к средним по экономике, но нам предстоит утвердить образовательный стандарт подготовки учителей, усовершенствовать процедуру их обязательной аттестации, обновить всю систему педагогического образования.
Начат постепенный переход на новые федеральные государственные стандарты в начальных и средних классах. В ближайшее время должен быть утверждён новый стандарт для старшей школы. В результате публичного обсуждения был серьёзным образом доработан проект Закона об образовании, хотя, я понимаю, и сейчас он далеко ещё не всех устраивает, но нам нужно, уважаемые коллеги, ставить точку. Дискуссия об этом была и вчера и сегодня. Лучшее – враг хорошего. Пора останавливаться.
Считаю, что в соответствии с теми поручениями, которые есть на эту тему, да и просто с потребностями жизни, этот закон должен быть принят до конца текущего года, а внесён уже летом. Таким образом, будет сформулирован эффективный механизм, который позволит гражданам реализовать своё право на получение качественного, доступного и востребованного образования.
Аналогично школьному образованию мы намерены развернуть программу модернизации дошкольного образования и за четыре года в полном объёме обеспечить всех нуждающихся услугами дошкольного образования (об этом был также разговор и вчера, и сегодня), а зарплату работников в этой сфере довести до средней по образованию. Об этом мы говорили неоднократно. Я рассчитываю, что регионы отнесутся к этой задаче как к приоритетной.
Я утвердил некоторое время назад Концепцию национальной системы выявления и развития молодых талантов. Теперь нужно, чтобы во всех регионах заработали конкретные программы и была создана, может быть, федеральная программа или федеральный план. Каждый ребёнок с раннего возраста должен быть вовлечён в творчество, имея возможность раскрывать свои способности.
Завершается работа по подходам к оптимизации высшей школы и реорганизации вузов, которые не обеспечивают качественного образования. Это тоже тема, которая набила оскомину. Мы должны рационально отнестись к нашей системе вузов. Сформирована группа лидеров, которая включает 40 ведущих университетов. Но наш ориентир должен быть высоким, потому что всегда надо ставить перед собой амбициозные цели. Речь идёт о вхождении как минимум пяти из них в первую сотню мировых рейтингов. А за этими пятью, естественно, подтянутся и другие.
О культуре. Впервые за многие годы в Бюджетном послании в качестве одного из приоритетов бюджетных расходов определена поддержка сферы культуры. Считаю, что приоритетность должна сохраниться и в долгосрочной перспективе. Мы вчера тоже на эту тему говорили с коллегами. Обычно спрашивают: «Почему у нас культура не является приоритетной отраслью?» Потому что, собственно, мы все к этому так относимся. Мы все должны в этом случае принять для себя целый ряд решений: или это наш приоритет, или мы каждый раз будем отчитываться о несделанном. Здесь, кстати, очень важно сформировать и современное законодательство в сфере культуры.
Правительство утвердило федеральную программу «Культура России». На её реализацию потребуется около 200 млрд. рублей. Более половины этих средств будет направлено на реставрацию объектов культурного наследия народов России и поддержку музеев.
Необходимо провести и информатизацию отрасли, создать электронные ресурсы для сохранения и популяризации культурного наследия. Создаётся единый портал о культуре России. Его запуск намечен на конец этого года. Но мы не должны заниматься только виртуальными проектами. Потому что когда мы говорим об оцифровке, когда мы говорим об интернете – всё это хорошо, мне например, это очень нравится, но культура требует и прямых материальных вложений. Культурные ценности должны быть доступны для всех людей, которые живут в самых отдалённых частях нашей страны.
Уважаемые коллеги, хотел бы сказать также простую вещь. Роль Государственной Думы в достижении названных целей, а они весьма серьёзные, исключительно высока. Я рассчитываю на вашу поддержку и на тот опыт, который был накоплен за последние годы, на конструктивное и в то же время критическое обсуждение законодательных инициатив Правительства, в конечном счёте – на результативную законотворческую работу.
Закончу ещё одной мыслью, которая принадлежит Жан-Жаку Руссо, который говорил: «Мудрый законодатель начинается не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества». Эту работу мы обязаны делать вместе, тем самым формируя и комплекс новых законов, которые в полной мере отвечают интересам граждан в целях формирования современной государственной политики.
Я готов сделать всё необходимое для плодотворного сотрудничества Правительства с депутатским корпусом.
И самое последнее, о чём я сегодня говорил и вчера по время консультаций. Если вы окажете мне доверие, на посту Председателя Правительства я буду открыт к контактам и консультациям, к диалогу со всеми политическими силами. Деятельность Правительства в конечном счёте должна отвечать интересам всех граждан страны. И здесь я искренне рассчитываю на вас, на людей, которые постоянно общаются с нашими гражданами, с гражданами Российской Федерации.
Благодарю вас за внимание.