На совещании о мерах по реализации жилищной политики 14 февраля 2012 года
Д.МЕДВЕДЕВ: Для тех, кто не в состоянии купить квартиру или дом на рынке жилья, а таковых у нас большинство, надо создавать и новые жилищные институты, в частности институт арендного жилья. Также мы об этом неоднократно говорили, но ситуация практически не меняется. Аренда жилья весьма популярна за рубежом и, в общем, абсолютно актуальна для самых разных категорий людей, особенно молодёжи.
Формирование нового жилищного некоммерческого сектора потребует, конечно, и дополнительного законодательного регулирования, и существенной бюджетной поддержки. Правительству нужно этим вопросом позаниматься. Но я отмечу, что плата за аренду, конечно, должна быть разумной. Мы понимаем, сколько могут платить наши граждане (но применительно к условиям конкретной местности, потому что понятно, что ставки арендных платежей в Москве всегда будут отличаться от ставок арендной платы, допустим, в каком-то провинциальном городе), тем не менее нужно подумать, каким образом оказывать влияние и на соответствующие платежи тоже. У нас, кстати, в России почти три четверти домашних хозяйств владеют собственным жильём, в то время как в других странах эта цифра существенно меньше. Это именно из-за того, что у нас слабо развивается институт жилищной аренды.
Н.КОСАРЕВА: В части регулирования некоммерческого найма жилья предлагается предоставление такого жилья по регулируемым ставкам и специально определённым группам населения с умеренными доходами из числа в первую очередь льготных категорий и других первоочередных категорий.
Сектор некоммерческого найма предлагается организовать на базе деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые будут строить жильё, управлять этим жильём и предоставлять его в некоммерческий наём по, как я уже сказала, регулируемым ставкам. Такие организации могут учреждаться, например, муниципалитетами или крупными предприятиями для обеспечения своих сотрудников, для привлечения необходимой рабочей силы.
Д.МЕДВЕДЕВ: А срок договора какой должен быть?
Н.КОСАРЕВА: Мы предлагаем договор более пяти лет.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть на достаточно длительный срок.
Н.КОСАРЕВА: На длительный срок договор, и при этом опять же в законодательстве отрегулировать обязанности сторон по этому договору, то есть в каких случаях возможны изменения этой ставки найма, чтобы всё было написано уже чётко в законодательстве. По крайней мере мы смотрели такой опыт многих европейских стран – эта доля жилья составляет там 20–30 процентов от всего жилищного фонда, например, в Австрии, Нидерландах, Великобритании.
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно.
Я не возражаю против того, чтобы посмотреть возможности изменения законодательства, для того чтобы облегчить использование подобного института. Единственное, у меня есть ощущение, что в какой-то момент, если даже мы перечислим в законодательстве составляющие, которые будут включаться в затраты, скажем, средняя ставка по договору некоммерческого найма будет сильно стремиться к ставке по договору коммерческого найма или аренды. Потому что здесь должна быть ощутимая, внятная разница, иначе это никому не будет интересно.
Всем понятно, что такое социальный наём, действительно, это и бессрочность, и, по сути, совсем небольшие платежи, которые осуществляются в нашем государстве. Но если мы хотим, чтобы это было привлекательно, я имею в виду некоммерческий наём, тогда всё-таки должна быть разница с коммерческим наймом достаточно серьёзная. Как это сделать, это нужно подумать.