24 января 2012

Защита прав потребителей – это не война с бизнесом, а разновидность гражданско-правовых отношений

На заседании президиума Государственного совета об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей 16 января 2012 года

Д.МЕДВЕДЕВ: Назову лишь несколько сфер, которые, на мой взгляд, нуждаются в повышенном внимании.

Первое, это дополнительные меры по защите прав потребителей финансовых услуг. Эта сфера всегда была проблемной, включая и сферу потребительского кредитования. Почему? Потому что именно в этой сфере в отношениях между гражданином и банком или иной финансовой организацией, хотя они формально являются равносторонними, как и всякие другие гражданско-правовые отношения, тем не менее здесь явно доминирует одна сторона, а другая сторона, в общем, зачастую оказывается или бесправной, или заключает договоры в форме присоединения. Я давал поручения ещё в 2010 году, рассчитываю услышать информацию о том, что сделано за последнее время в этой области.

Кстати, помимо, собственно, финансовых услуг ещё отмечу одну тему, которая в последнее время приобрела дополнительную остроту, я имею в виду почтовые услуги. Необходимо обратить внимание на регламентацию почтовых услуг и согласованность соответствующих правил с общими требованиями законодательства о защите прав потребителей. Ряд специалистов считают, что необходим специальный закон о банкротстве физических лиц, который установит пределы их ответственности при неисполнении обязательств, а также иные меры, которые направлены на защиту граждан от соответствующих договорных штрафов. Собственно, я уже сказал о тех самых кабальных условиях, которые подчас навязываются потребителям при заключении договоров с банками и иными финансовыми структурами.

Второе, на чём мне хотелось бы акцентировать внимание, – это проблемы потребительского рынка в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также проблемы так называемого долевого строительства жилья. Эта сфера, может быть, не полностью относится к вопросам, которые связаны с защитой прав потребителей, потому что здесь гражданин выступает как бы в двух качествах, но тем не менее, имея в виду и субсидиарное применение законодательства, и некоторые другие моменты, я считаю, что на это нужно обратить внимание, потому что огромное количество жалоб поступает именно о недостаточном уровне защиты прав граждан прежде всего в сфере ЖКХ. Поручаю Правительству подготовить доклад об эффективности жилищного надзора, а также за долевым строительством в регионах и предложения по совершенствованию законодательства и в этой сфере, естественно.

Третье, на что тоже хотел бы обратить внимание из наиболее резонансных тем, – это работа по защите прав граждан, которые приобретают туристические путёвки. Обычно информация об этом становится достоянием гласности, когда что-то происходит, особенно за границей, да и внутри страны, при внутреннем туризме разгорается, как правило, скандал, но зачастую адекватных мер воздействия на соответствующие организации либо нет, либо они оказываются неэффективными. Поэтому нужно уточнить и пределы ответственности туристических операторов, и список оснований для выплат соответствующих возмещений, условия и порядок выплат в связи с оказанием медицинских услуг туристам в стране пребывания, и целый ряд других вопросов, которые, как правило, возникают в этой сфере, в этом сегменте отношений потребительского рынка.

Четвёртое. Нам нужно ускорить разработку положений о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, о подготовке ежегодных государственных докладов по данной проблематике, а также о порядке формирования открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в этой сфере.

И, наконец, пятое, но не последнее. Необходимо активнее развивать институт публичного контроля за соблюдением прав потребителей. В целом эта сфера у нас довольно активно жила, но общественные объединения потребителей обладают значительным ресурсом именно для формирования правовой культуры и финансовой грамотности населения, для разъяснительной и просветительской работы.

Д.МЕДВЕДЕВ: Защита прав потребителей – это не война с предприятиями, это не война с предпринимателями. И тот, кто понимает эту работу так, ошибается. Отношения с участием потребителей и граждан основаны на специальном законе, но это всё-таки, ещё раз подчёркиваю, равноправные гражданско-правовые отношения. Поэтому нельзя противопоставлять интересы бизнеса и граждан, но применительно к потребителям всем понятно, что во всём мире эти отношения специальным образом регулируются именно потому, что гражданин в таких отношениях, как правило, более слабая сторона, объективно более слабая сторона, притом что формально это равноправные отношения. Поэтому нам нужно создавать такие правовые механизмы, которые будут результативными, но, естественно, не путём сталкивания лбами работодателей, предпринимателей, коммерческих структур, с одной стороны, и граждан, с другой стороны, а именно путём создания современных механизмов реагирования на конфликты и современных способов разрешения соответствующих претензий. Хотел бы также обратить на это внимание всех надзорных и контрольных органов.

В любом случае потребитель должен быть в полной мере защищён от недобросовестных производителей и продавцов. Вот это, наверное, главное, что вытекает из существующей в настоящий момент системы защиты прав потребителей в нашей стране. Она несовершенна, но в то же время она сложилась за эти 20 лет, и у нас есть все шансы сделать её более эффективной и более современной.

Вся стенограмма http://news.kremlin.ru/transcripts/14292