На совещании с руководством ряда российских банков (в совещании участвовали: председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов и президент – председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин). 12 января 2012 года
Д.МЕДВЕДЕВ: Здравствуйте, коллеги!
Давайте сегодня поговорим на одну из весьма актуальных тем, она касается поддержки малого бизнеса.
Я знаю, что в каждом из ваших банков есть соответствующие программы, вы мне об этом докладывали в ходе встреч. Тем не менее хотелось бы, чтобы более подробно сегодня прозвучало, что сделано, в чём существуют резервы, что можно было бы сделать дополнительно для поддержки малого и среднего бизнеса по линии банковского кредитования с учётом того, что в целом на международных финансовых рынках складывается не самая простая ситуация, существуют проблемы с ликвидностью.
В.ДМИТРИЕВ: Для Внешэкономбанка как для государственной корпорации развития поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, и мы эту программу проводим через сеть дочерних банков и иных организаций, прежде всего через Банк поддержки малого и среднего предпринимательства, МСП-Банк, бывший Российский банк развития.
Мы будем отчислять не менее 10 процентов нашей прибыли на капитализацию МСП-Банка, что даст возможность при сохранении нормативов сохранять ставки финансирования по основным направлениям деятельности МСП-Банка на уровне ниже рыночных.
Что я имею в виду? Это ставки по обычным кредитам, которые предоставляются промышленному сектору малого и среднего предпринимательства, на уровне 12 процентов и ставки на уровне 10 процентов тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые работают в инновационных и модернизационных сферах экономики.
Уверенно можно сказать, что общий объём этой поддержки за прошедший год превосходил сумму в 200 миллиардов рублей. Мы собираемся наращивать серьёзными темпами это направление нашей деятельности.
Д.МЕДВЕДЕВ: Серьёзная, ободряющая информация.
А как наши другие банки, у нас не только наш крупнейший государственно-финансовый институт, но и наши акционерные банки участвуют в этом? Пожалуйста.
А.КОСТИН: Важно, что за 2011 год сократились стоимости ресурсов для малого бизнеса. Если брать банк ВТБ, то в среднем ставка финансирования малого бизнеса сократилась на два процента – с 14,7 до 12,7 процента. Минимальная у нас ставка составляет 10, но средняя составляет 12,7, что в принципе для предприятия среднего бизнеса, на мой взгляд, достаточно рекордно низкие ставки по такого рода кредитам.
Кредиты предоставляются на разные сроки, до 10 лет включительно. И ещё хотел сказать, что очень активно развиваются такие небольшие кредиты именно для стартового бизнеса, они в среднем у нас размером где-то 700 тысяч рублей, и темпы роста их превышают темпы роста кредитного портфеля и по малому бизнесу, и в среднем. Поэтому мне кажется, что, если взять во внимание те проблемы, о которых Вы говорили, действительно монополизация рынка, и вообще такое сейчас достаточно большое недоверие, наверное, к малому бизнесу как к надёжным партнёрам, поставщикам.
По малому бизнесу у нас нет проблем, потому что в целом всё равно в общем объёме выдачи кредитов для нас это не очень большая доля. И мы, конечно, обеспечим выполнение этого плана. Это хороший бизнес, и мы будем его развивать…
Д.МЕДВЕДЕВ: Иными словами, даже для таких крупнейших российских банков, как ВТБ, это хороший бизнес.
А.КОСТИН: Это хороший бизнес, мы объёмы выполним. Моя обеспокоенность, что если спрос и предложение изменятся, то, безусловно, ставки будут подниматься по всем кредитам, включая кредит населению, малому бизнесу, крупному бизнесу, всем остальным.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, у нас и так ситуация в этом смысле такая довольно специфическая. У нас инфляция в 2011 году 6,1? Значит, ставка рефинансирования – восемь.
А.КОСТИН: Восемь ровно.
Д.МЕДВЕДЕВ: А кредиты выдаём, например, под 12,7. Согласитесь, что хвост приличный получается. Это не три процента, а, по сути, двукратное, даже более чем двукратное увеличение стоимости денег против существующей и накопленной инфляции.
Андрей Игоревич, как у нас Газпромбанк деньги даёт малому бизнесу или только «Газпрому»?
А.АКИМОВ: В прошлые годы, конечно, мы реально в силу специфики и характера деятельности банка концентрировались на крупных корпоративных клиентах. Учитывая тенденции развития экономики и общую политическую ситуацию, мы провели свой анализ, посмотрели, какая потребность будет в кредитовании тех же малых и средних предприятий в 2015 году. Мы оценили потребность где-то в девять триллионов рублей, из которых где-то семь – это чисто корпоративное кредитование, текущее и 2–2,5 триллиона рублей – это инвестиционная потребность, плюс посмотрели динамику развития малого и среднего бизнеса, которая неизбежно будет занимать всё большую и большую роль в экономике.
Мы в прошлом году приняли Стратегию до 2015 года, в которую включили прирост кредитования малых и средних клиентов где-то в 15 раз по сравнению с прошлым годом. Средняя ставка у нас по всем кредитам в рублях – это ровно 10 процентов с небольшим хвостиком, в валюте это 6,7.
Д.МЕДВЕДЕВ: Проблем с предоставлением средств обеспечения не возникает? Я имею в виду залоги и прочие способы обеспечения.
А.АКИМОВ: Во многих случаях, в отличие от таких крупных клиентов, как «Газпром», «Роснефть» и им подобных, требуется более серьёзная, более длительная работа, включая службы безопасности, аудиторских оценщиков и так далее. В свете вообще тенденции развития климата предпринимательства в России это всё, в общем-то, качественно изменяется постоянно, мы это видим.
А.КОСТИН: Мы всё больше переходим к уже такой ускоренной системе, а не залоговой, то есть это больше оценка личности и так далее.
Д.МЕДВЕДЕВ: Собственно, как и во всём мире: верят конкретному заёмщику, а не просто бумагам…
А.КОСТИН: Особенно если малый бизнес брать, он ближе к технологии с выдачей кредита частному лицу...
В.ДМИТРИЕВ: Но при этом, Дмитрий Анатольевич, мы с коллегами информацией обмениваемся, собственно, она официальная, процент невозврата кредитов и плохих заёмщиков из этой сферы меньше, чем у корпоративных.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это правда. И это, кстати, показатель того, что малый бизнес всё-таки становится, что называется, на крыло. Он у нас реально развивается и реально может расплачиваться по своим займам, и это хороший показатель.
Самое главное сейчас не подломить эту ситуацию, и здесь очень многое зависит, конечно, от государства, но очень немало также зависит от грамотной политики крупнейших банков. Я рассчитываю на то, что Вы будете этим заниматься.