На встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России – 2011» 5 октября 2011 года
Т.УСОВА: Дмитрий Анатольевич, мы вчера общались очень интересно с Андреем Александровичем [Фурсенко], говорили о разных вопросах. Вопрос ЕГЭ. Я просто хочу поддержать предложение альтернативного варианта, то есть не только ЕГЭ, а альтернатива должна быть у ребёнка.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы что преподаёте?
Т.УСОВА: Историю.
А.МОЛЕВ: Нас, историков, здесь много.
Т.УСОВА: Мне кажется, назрел вопрос, потому что только ЕГЭ, мне кажется, это не…
Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. А как тогда?
Т.УСОВА: Это может быть результат олимпиад, может быть, если ребёнок постоянный участник конференций. Почему не сделать какой-то зачёт именно по истории?
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, для меня это даже как-то удивительно. Я-то как раз считал, что если ребёнок – постоянный участник олимпиад, то у него и без ЕГЭ всё хорошо.
Т.УСОВА: А Вы знаете, бывают парадоксальные ситуации, когда ребёнок-отличник очень сложно переживает процесс сдачи ЕГЭ. А потом ещё вариант промежуточной аттестации.
Д.МЕДВЕДЕВ: Здесь, понимаете, я, во-первых, согласен, что если мы найдём какую-то специфику применительно к отдельным, конечно, предметам, альтернативу, я в принципе не против, чтобы она использовалась, но она должна быть такой, чтобы ни у кого не возникало сомнений, что это гораздо более тонкий и точный тест, чем Единый государственный экзамен. Почему я об этом говорю?
Олимпиад много хороших и разных. Например, наши уважаемые коллеги, которые, допустим, занимаются университетским образованием, конечно, это знают лучше, чем все остальные. Поэтому либо нужно тогда нам понять, что это за олимпиады. Извините, тогда пойти по какому-то пути определения замкнутого списка этих олимпиад и сказать, что если ты победил на такой олимпиаде, то тогда действительно можно ЕГЭ не сдавать, к примеру.
Мы, конечно, будем сталкиваться всё время с тем, что количество олимпиад будет множиться, и Виктор Антонович [Садовничий] будет с удивлением воспринимать таких студентов, которые получили блестящие результаты на олимпиаде, а олимпиада сама доброго слова не стоит, и пришли уже без Единого госэкзамена поступать в Московский государственный университет. Поэтому давайте так поступим – или мы действительно тогда отберём такие олимпиады, которые у всех вызывают доверие, или же нам придётся всё-таки какую-то альтернативу здесь сохранять.
Т.УСОВА: Нет, промежуточная аттестация. Мне кажется, это можно.
В.САДОВНИЧИЙ: Дмитрий Анатольевич, можно я скажу.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, пожалуйста.
В.САДОВНИЧИЙ: Мне просто поручено руководить этими олимпиадами школьников. На самом деле – очень жёсткий отбор. Из нескольких десятков тысяч их в списке 74. Это отобранные.
Д.МЕДВЕДЕВ: Уже отобранные?
В.САДОВНИЧИЙ: Уже отобранные по конкурсу – 74.
Д.МЕДВЕДЕВ: Виктор Антонович, Вы всем этим 74 олимпиадам верите?
В.САДОВНИЧИЙ: Это очень жёсткий критерий отбора.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть в принципе это хорошие олимпиады?
В.САДОВНИЧИЙ: В принципе это достойные олимпиады.
Причём, Дмитрий Анатольевич, олимпиадники, которые получают льготы, составляют полтора процента от поступающих.
Д.МЕДВЕДЕВ: У вас? Полтора процента?
В.САДОВНИЧИЙ: По стране. То есть это, так сказать, «изюминки».
И третье, не каждый вуз даёт льготу олимпиаде. Это дело вуза. Если он считает, что эта олимпиада ему подходит, то он даёт.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я думаю, что это абсолютно правильно. В конце концов пусть сам вуз определяет, что для него лучше…
В.САДОВНИЧИЙ: И жёстко.
Д.МЕДВЕДЕВ: …какая-то стандартная демонстрация знаний или олимпиада.
В.САДОВНИЧИЙ: Это решает вуз.
Д.МЕДВЕДЕВ: Но тогда мы здесь не находимся в противоречии.
В.САДОВНИЧИЙ: Нет.
Д.МЕДВЕДЕВ: В принципе альтернатива возможна, количество олимпиад должно быть счётным, чтобы было понятно, какого качества эти олимпиады. И, наконец, третье – сами вузы определяются с тем, засчитывать эти олимпиады или нет.