На совещании по подготовке к отопительному сезону 28 сентября 2011 года
Д.МЕДВЕДЕВ: Я был в нескольких территориях сейчас, очень что-то сильно губернаторы опять стали жаловаться на управляющие компании. Я даже удивился, потому что многие ресурсы находятся в их руках, но они просто говорят: ну, вот посмотрите, какое безобразие, деньги туда-обратно швыряют, никакие расходы не покрываются, потом ничего не найти. Может быть, ещё раз провести мониторинг или проверку по линии прокуратуры?
Б.ГРОМОВ: Дмитрий Анатольевич, можно одно предложение?
Д.МЕДВЕДЕВ: Пожалуйста.
Б.ГРОМОВ: Вот по этим управляющим компаниям мы разбирались тоже. Да, действительно, долги есть, долги растут при том, что, скажем, по Московской области уровень собираемый – 96–98 процентов в среднем. Значит, люди платят, и в то же время долги растут у управляющих компаний.
И мною принято решение создать единый расчётный центр, областной, через который бы все управляющие компании…
Д.МЕДВЕДЕВ: Все они обязаны туда деньги заводить?
Б.ГРОМОВ: Да, с публикацией в СМИ, по телевидению, везде, то есть в открытую абсолютно.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ну, может быть, неплохая идея.
Б.ГРОМОВ: Да, но тут одна есть закавыка, связанная с тем, что многие управляющие компании говорят: «Да, ребята, вы решаете одно, а мы в этом смысле вам не подчинены». То есть надо или решение Правительства, постановление, или в закон…
Д.МЕДВЕДЕВ: Я думаю, Борис Всеволодович прав. Это ситуация модельная по всем субъектам, я с удивлением обнаружил, вот только что был в Ульяновске, в Челябинске, сейчас вот Московская область уже говорит. Есть, конечно, и очень хорошие компании, молодцы, и спасибо им за это, но деньги собирают, и чёрт знает где они растворяются просто. Каждый раз прокуроров там с собаками отправлять, ну это неэффективно и в общем…
Б.ГРОМОВ: Рук не хватит.
Д.МЕДВЕДЕВ: Рук не хватит, совершенно верно, и собак не хватит. Поэтому, может быть, действительно какой-то создать единый центр для того, чтобы было видно, что эти деньги поступают. Подумайте, может, это неплохая идея. Если здесь не хватает полномочий субъекта Федерации, может быть, есть необходимость постановление Правительства подготовить.
Д.КОЗАК: На эту тему я тоже буквально два слова скажу.
Первое. Это касается прежде всего руководителей муниципалитетов. Летом этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые наделяют прежде всего руководителей муниципалитетов существенными полномочиями по контролю за деятельностью управляющих компаний, вплоть до выгона их из конкретного дома. Поступила жалоба, есть процедурная…
Д.МЕДВЕДЕВ: Вопрос всегда конкретен. Вот могут по закону они потребовать перевода или проведения этих операций через этот центр?
Д.КОЗАК: Что касается способа платежей, да, на сегодняшний день такого требования нет, законодательство не устанавливает. Но есть другой механизм, если помните, – стандарты раскрытия информации, мы их установили, и с декабря в каждом субъекте должен быть единый портал, на котором полная информация, унифицированная, которую можно сравнить, о всех платежах, о всех издержках и доходах каждой управляющей компании, и будет единый федеральный портал.
Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, портал порталом, я люблю, конечно, все эти «примочки», и всё это хорошо, но это проблему-то не решит. Единые стандарты раскрытия – ну, раскрылись, и делают всё в разных местах, деньги теряются по пути. Может быть, – это, конечно, мера не очень рыночная, у меня тоже есть колебания – действительно, есть смысл железной рукой загнать их в какой-то центр для того, чтобы хотя бы, например, у области, у города была возможность контролировать это?
Дмитрий Николаевич, проанализируйте в Правительстве и представьте предложения.
Д.КОЗАК: Хорошо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Может быть, действительно создать какую-то норму, по которой в случае необходимости власти могут потребовать консолидации такой информации у себя где-то, в каком-то из центров, и принятия каких-то мер, если видно, что управляющая компания жульничает или просто не справляется с работой, которая ей поручена.