На заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 26 сентября 2011 года
Д.МЕДВЕДЕВ: В последнее время несколько раз я встречался со студентами. Одна из самых, конечно, сложных и актуальных тем для них – это трудоустройство. Ключевой вопрос: насколько они будут востребованы на рынке труда. Смогут ли они использовать свои знания наиболее эффективно, и какая у них будет зарплата, конечно. Я дал уже поручение: во всех государственных вузах создать центры содействия занятости, которые будут помогать студентам и аспирантам находить работу по специальности как в период их производственной практики, так и после выпуска.
Сегодня я хотел бы, чтобы мы дополнительно обсудили, как стимулировать компании к встречным действиям. Очень часто, когда я встречаюсь с компаниями, в основном с частными, но и с государственными тоже, они говорят о низком качестве обучения. Их не устраивает качество подготовки специалистов в наших университетах. Я думаю, что во многом они правы. И мы решили создать структуру по сертификации специалистов, и, может быть, рейтинговую систему оценки качества их подготовки. Надо посмотреть, не пора ли поменять и перечни направлений подготовки высшего профессионального образования. Иначе получается, что мы готовим специалистов, а специальностей таких уже просто нет. Или наоборот, спрос на определённых специалистов есть, а их нигде не готовят, такое, к сожалению, тоже распространено, хотя вроде бы мы сейчас стараемся повернуться лицом к рынку.
Обращаю также внимание руководства Министерства образования и науки на то, что одним из критериев оценки работы вуза должен стать показатель трудоустройства выпускников и их работы по специальности в течение трёх лет после обучения, потому что, собственно, если человек несколько лет работает, как известно, у него шансы остаться значительно выше. Если человек просто не пришёл на производство или сбежал через полгода – это совсем другое. Ректоры высших учебных заведений должны понимать, что на основании этих показателей будут приниматься решения об объёмах финансирования вуза и не в последнюю очередь кадровые решения. Мы не раз говорили о необходимости восстанавливать контакты предприятий с университетами, о том, что нужно стимулировать бизнес к участию в модернизации лабораторий, методических баз, в разработке и реализации образовательных программ, в обновлении преподавательского корпуса. Наконец, работодатели должны более чётко формулировать требования к квалификации молодых специалистов, участвовать в формировании профессиональных образовательных стандартов. Считаю, что это один из способов подтолкнуть к этому бизнес, и это тоже следует обсудить, я имею в виду введение преференций для организаций, которые помогают развиваться вузам. Компании об этом говорили, нужно просто подумать, каким образом их простимулировать, потому что и высшие учебные заведения об этом просят, и бизнес об этом всё время говорит.
Кроме того, в Государственную Думу уже внесён законопроект, который регламентирует создание и деятельность попечительских советов университетов. В них должны быть и представители бизнеса. Важно, чтобы они и финансы контролировали, и следили за содержанием программ образования, просто были в гуще образовательного процесса, по сути. Тогда у них не будет как минимум поводов жаловаться на то, что готовят не тех и не так. Работу над этим законопроектом надо ускорить, а вузам уже сейчас нужно начать формирование попечительских советов так, чтобы к выходу федерального закона работодатели могли в полной мере воспользоваться появившимися у них правами.