26 сентября 2011

Субъекты федерации должны формировать госзадание на подготовку специалистов в региональных вузах

Из видеоконференции с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко 21 сентября 2011 года

О.КОЖЕМЯКО: Вообще, конечно, по вузовскому образованию надо поработать. Полномочия эти пока федеральные, но мы иногда дублируем ряд специальностей при наших вузах: юристы, менеджеры, экономисты. Надо, наверное, на уровне ректората, на уровне министерства образования Российской Федерации подсказать некоторые пути оптимизации, не дублируя те курсы, которые на следующий день перезаполняют и без того заполненную нишу. Это то, о чём Вы говорили, и то, что есть. Поэтому такая координационная работа через органы исполнительной власти субъектов должна начаться и даст, я думаю, свои плоды.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это как раз тема абсолютно правильная, потому что у вас нет сейчас целого ряда полномочий в области высшего образования. Но в то же время потребителями специалистов с высшим образованием являетесь вы. Значительная часть этих молодых людей и девушек остаётся работать в Амурской области, а не уезжают куда-то в другое место. Может быть, по Дальнему Востоку как-то распределяются, но в целом это всё-таки ваши люди, и вы должны понимать, какое количество разных специалистов у вас готовится, имею в виду их структуру. Если это одни только экономисты с юристами, то, конечно, на этом никаких инновационных продуктов не сделаешь.

И, собственно, курс на развитие новых технологий должен осуществляться прежде всего инженерными кадрами: специалистами в области точных, естественных наук и инженерами, ещё раз повторяю. Поэтому баланс специалистов, которых готовят, допустим, вузы, расположенные на территории Амурской области, – это ваша задача совместно с министерством образования. Если они вас не слышат или же не принимается никаких решений, это плохо. Это означает, что это надо поправить.

Вы переговорите с министерством образования и представьте свои соображения, сколько вам кого надо, потому что невозможно быть в стороне от этой ситуации. Если мы переводим государственные средства и готовим людей, которые впоследствии вообще никуда не трудоустраиваются или же просто находят совершенно другую работу, не по специальности, имея высшее образование, это никуда не годится. Поэтому создание баланса специалистов или определение нужного, потребного для края количества специалистов по различным отраслям, – это всецело задача министерства образования и администрации края. И здесь вы с ними договоритесь. Если не договоритесь, тогда дайте мне знать, мы их откорректируем.

О.КОЖЕМЯКО: Хорошо.

Дмитрий Анатольевич, хотел бы в продолжение этого разговора предусмотреть систему размещения госзадания на специалистов, которые обучаются на бюджетной основе. Всё-таки это государственные средства.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так я про них и говорю, Олег Николаевич, хотя, откровенно говоря, мы не должны оставаться в стороне и от платных форм обучения. Представим себе, что люди даже за свой счёт получают у вас образование – допустим, в основном это только юридическое и экономическое образование, а у вас уже рынок заполнен. И на эти процессы нужно влиять. Конечно, никто не запретит человеку иметь образование и не работать по нему, это, в конце концов, личное дело каждого человека. Но при подготовке соответствующих заданий по специальностям, ещё раз говорю, общего количества лиц, принимаемых на бюджетные места и на платные места, мы должны исходить из трудовых балансов региона, это очевидно абсолютно. И то, что Вы этот вопрос подняли, это абсолютно правильно. Это характерно не только для Амурской области, это характерно вообще для нашей страны. И здесь нет полной корреляции между планами минобразования и потребностями региона. Вы должны выяснить для себя эту цифру, естественно, расчётным путём и провести необходимые консультации с министерством образования.

Вся стенограмма http://news.kremlin.ru/transcripts/12767