На совещании по расследованию причин катастрофы самолёта «Як-42» и оказанию помощи семьям погибших 8 сентября 2011 года
Д.МЕДВЕДЕВ: Вопросы безопасности полётов гражданской авиации, конечно, обсуждались не один раз. У нас есть с этим большие проблемы. В то же время были серьёзные решения: были даны поручения, выделялись значительные средства, переоснащалась аэродромная структура, использовались новые технические средства. Тем не менее ситуация остаётся неблагополучной. И это показывает череда лётных происшествий, которые произошли и в этом году.
Я не хочу предвосхищать результаты следствия, технического и юридического расследования. Тем не менее из этих результатов должны быть сделаны надлежащие выводы. И эти выводы должны быть положены в основу тех решений, которые будут приняты, включая вопросы радикального изменения ситуации в области гражданской авиации, приобретения современных транспортных средств, даже несмотря на то, что это большие затраты для бюджета, очень большие затраты. Причём безотносительно к стране происхождения этих транспортных средств.
Точно так же необходимо уделить максимальное внимание вопросам подготовки лётчиков, лётного состава. С этим тоже не всё в порядке, и мы тоже должны обратить на это самое пристальное внимание.
Человеческий фактор, о котором всё время говорят во время таких лётных происшествий, существует везде – он существует не только в нашей стране, он существует в других странах. Как правило, значение этого человеческого фактора ведущее, но мы должны сделать всё для того, чтобы свести этот человеческий фактор к минимуму.
И, конечно, необходимо определиться с тем, как работают авиакомпании-перевозчики. Уже неоднократно говорилось о том, что их много, но я пока не видел решений, связанных с их слиянием и ликвидацией. Были разговоры о том, что мы собираемся закрывать маленькие компании, которые не выполняют нормативы. Подчёркиваю, я говорю сейчас не о той ситуации, которая сложилась, не об этом лётном происшествии, не об этой трагедии, потому что здесь пока нет оснований подводить итоги – надо провести тщательное расследование. Я говорю в целом о ситуации. Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено. И сделать это нужно в самый короткий срок, для того чтобы эти авиакомпании имели силы, средства, деньги, чтобы обслуживать свои транспортные средства, привлекать подготовленный персонал и платить им достойную зарплату.
Д.МЕДВЕДЕВ: Сколько у нас всего авиакомпаний?
И.ЛЕВИТИН: Около 130.
Д.МЕДВЕДЕВ: Прикидывали, сколько для такой страны, как наша, с учётом её размеров и численности населения, необходимо компаний, если брать другие страны в качестве модели?
И.ЛЕВИТИН: Дмитрий Анатольевич, 85 процентов регулярных перевозок осуществляют 10 компаний – 85 процентов. Вся остальная работа – это небольшие компании, которые работают на местных воздушных линиях и чартерных перевозках.
Д.МЕДВЕДЕВ: В этом году лётные происшествия и трагедии, соответственно, случались с какими компаниями? Которые относятся к 85 или к 15 процентам?
И.ЛЕВИТИН: К 15 процентам.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это – статистика, которая абсолютно точно свидетельствует о том, что именно эти небольшие компании хуже всего в силу понятных причин – отсутствия денег, кадровых ресурсов – следят за своим парком самолётов. Поэтому нужно сделать то, что Вы сказали, но только быстрее. Надо быстрее всё объединить и создать современный набор авиационных компаний, которые будут охватывать всю страну.
И.ЛЕВИТИН: Дмитрий Анатольевич, с 2012 года все воздушные суда, которые практически были произведены ещё 20 и более лет тому назад, должны быть с установленными системами предупреждения столкновения с землёй и с системами предотвращения столкновений самолётов в воздухе.
Это указание мы давали два года тому назад, чтобы они постепенно переводили. Сделали практически единицы. И мы считаем, что нам нельзя здесь отступать…
Д.МЕДВЕДЕВ: Если сделали единицы, значит, те, кто не сделал, их надо закрыть, и всё.
И.ЛЕВИТИН: Так и будет.
Д.МЕДВЕДЕВ: Закройте. Если они нарушили закон, то ещё и к ответственности их надо привлечь.
И.ЛЕВИТИН: Дмитрий Анатольевич, но есть проблема парка.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это понятно. И по этой проблеме Правительству придётся, видимо, принимать очень непростое решение, потому что дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя.
Это очевидно, мы должны поддерживать своих. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей. Но это отдельная тема, я её сформулирую, эту позицию, и Правительству дам поручение. Нужно будет найти деньги. Это должна быть большая программа.
И обратите внимание ещё раз на лётные кадры, потому что здесь тоже всё непросто, и мы с вами понимаем – большинство лётных происшествий происходит всё-таки не из-за отказов техники, а из-за нарушений правил, которые действуют в гражданской авиации.