25 июля 2011

Общественное телевидение – это хорошо. На каких принципах оно могло бы работать у нас?

На Российско-германском форуме общественности «Петербургский диалог» 19 июля 2011 года

М.РУТЦ: В России средства массовой информации просто вынуждены финансироваться государством, поскольку иначе они не выживут. Как это можно трансформировать в ситуацию, чтобы деньги были, но через гражданские организации (гражданское общество), чтобы сократить влияние государства? Хорошая это идея - внедрить общественное телевидение в России, что предложил господин Федотов?

Д.МЕДВЕДЕВ: СМИ у нас на самом деле много, и они достаточно в разном положении находятся. На самом деле то, что государство помогает деньгами определенным средствам массовой информации, особенно небольшим, в провинции, это вообще-то не очень хорошо. Это хорошо с точки зрения их выживания, но не очень хорошо по сути. Было бы гораздо лучше, если бы они существовали самостоятельно, но они пока этого не могут. И если государство перестанет их дотировать, то, скорее всего, они закроются.

Но, с другой стороны, это порождает одну проблему. Например, в провинции, если средства массовой информации получают деньги от регионального начальства, они начинают обслуживать его интересы и превращаются в рупор одного или нескольких человек. И это реально не очень хорошо.

Поэтому чем быстрее мы сможем отделить такого рода средства массовой информации от государства, тем лучше. Я, кстати, об этом говорил даже в Послании Федеральному Собранию.

Теперь о том, как им существовать. Я считаю, что будущее в этих самых новых технологиях. И те средства массовой информации, которые не найдут себя в интернете, не найдут себя в сети, скорее всего, просто не выживут. То же самое, кстати, происходит во всем мире – и в Германии, и вообще в Европе. Поэтому очень важна их способность меняться.

И, наконец, последнее, о чем Вы спросили, – вопрос об общественном телевидении. Общественное телевидение – это хорошая штука. На самом деле и опыт Германии может использоваться, и любой другой страны. Но при этом мы должны понять, на каких принципах общественное телевидение будет работать в нашей стране? Если это принцип сбора налога, который, допустим, получается практически с каждого гражданина, то тогда это, конечно, может вызвать определенные проблемы. Либо нужно искать иной канал финансирования. И вот здесь, на мой взгляд, и заключается основная сложность.

Если нам создавать конструкцию общественного телевидения, мы должны четко ответить на вопрос: за какие деньги это телевидение будет развиваться. Если это не просто частный канал (здесь все понятно, он принадлежит, допустим, той или иной группе компаний), а именно общественное телевидение, то что является источником его существования для того, чтобы оно было удалено как от государства, так, строго говоря, и от бизнеса, и выражало консолидированную позицию гражданского общества? Вот это основная развилка, по которой, как я понимаю, мы еще пока ничего не придумали.

И в этом смысле, если бы наши коллеги, мои коллеги, которые этим занимаются, такую рамку подготовили, я бы с удовольствием ее рассмотрел. Как будет работать это общественное телевидение, вот основной вопрос. С учетом, конечно, и германского опыта.

Вся стенограмма http://news.kremlin.ru/transcripts/12017