1 ноября 2010

Разбираться и сажать в тюрьму. Другого выхода нет

На совещании по исполнению поручений Президента, 29 октября

Д.МЕДВЕДЕВ: Идём дальше. Бюджетные средства и эффективность их использования. Был целый ряд резонансных поручений и вопросов, которые возникали о том, как тратятся деньги, что с ними происходит, насколько это эффективно. Давайте, Константин Анатольевич, пару слов Вы скажите, а потом мы ещё спросим наших товарищей.

К.ЧУЙЧЕНКО: Системная работа только началась, но её первые результаты свидетельствуют о том, что в данной области имеются серьёзные проблемы. Среди них основными являются: отсутствие мониторинга закупочных цен и анализа результатов исполнения контрактов. До сих пор не разработаны механизмы определения госзаказчиками начальных цен закупаемой продукции, увязанных с мировыми. Должен сказать, что у различных госзаказчиков разброс цен даже на так называемые биржевые товары доходит до 30 процентов. Например, средняя цена закупки 92-го бензина по результатам аукционов у различных госзаказчиков находилась в диапазоне от 18 до 26 рублей за литр. И соответственно зачастую это даже превышает уровень цен, по которым отпускают сегодня бензоколонки.

Д.МЕДВЕДЕВ: 92-й – от 18 до 26, то есть разница практически на треть.

К.ЧУЙЧЕНКО: Да, более 33 процентов.

Д.МЕДВЕДЕВ: И это регионы, которые находятся, как я понимаю, иногда даже рядом друг с другом. То есть это не Север, например, и Юг?

К.ЧУЙЧЕНКО: Абсолютно так. Причём я хочу отметить, что дорогие закупки встречаются даже в Москве, где рядом есть нефтеперерабатывающий завод.

Д.МЕДВЕДЕВ: И где поставщики, по сути, одни и те же.

К.ЧУЙЧЕНКО: Да.

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно.

К.ЧУЙЧЕНКО: В этой связи мы полагаем, что в сфере госзакупок надо сформировать систему сквозного мониторинга. Она должна позволять своевременно вскрывать неэффективные закупки и служить основой для правовой оценки контрактов, заключённых на не выгодных для бюджета условиях.

Наряду с этим следует выйти на такой порядок работы, при котором все закупочные решения стали бы обоснованными и документированными. Таким образом, мы персонифицируем ответственность за результаты произведённых бюджетных расходов.

Система государственных закупок должна представлять собой единый цикл: планирование с прогнозом государственных нужд, размещение госзаказа, учёт и контроль исполнения государственных контрактов. 94-й закон является только одной из стадий такого цикла, регулирующих размещение госзаказа. Поэтому целостной картины, как тратятся бюджетные деньги на госзакупки, нет ни у одного заказчика. Зарубежный опыт (в частности, США, Франции, Канады) показывает, что создание федеральной контрактной системы позволяет преодолеть озвученные проблемы.

В данный момент на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 триллионов рублей бюджетных средств всех уровней. Здесь работают порядка 260 подрядчиков и поставщиков. Ежегодно с ними заключается более 10 миллионов контрактов. При таких параметрах экономический эффект от очищения порочных закупок может, по самым консервативным оценкам, составить более триллиона рублей в год.

Д.МЕДВЕДЕВ: Только что начальник Контрольного управления сказал, что возможная экономия – по самым скромным расчётам, триллион рублей. Что это означает, если выражаться простым русским языком? Объём воровства можно снизить на триллион рублей, по самым консервативным расчётам. То есть мы уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками, а также недобросовестными коммерсантами, которые в этой сфере работают.

Сколько у нас в год контрактов заключается?

К.ЧУЙЧЕНКО: 10 миллионов.

Д.МЕДВЕДЕВ: 10 миллионов контрактов. И значительная часть из них содержит откаты, «спиливаются» деньги постоянно с них. Поэтому, конечно, оптимизация работы здесь необходима очень и очень системная. Медицинская техника – только лишь, может быть, капля, в которой сконцентрирована часть проблемы, хотя это достаточно показательная ситуация.

То же самое везде – вот с бензином. Я обращаю внимание полномочных представителей на то, что нужно проверить, что в этой сфере происходит. Что это такое, когда внутри одного населённого пункта по госконтрактам, подчёркиваю (это не предприниматели для себя бензин покупают или дизтопливо, а государственные структуры покупают), разница до 30 процентов? Мы же понимаем, куда эти 30 процентов идут. Обращаю внимание Генерального прокурора на это.

Ю.ЧАЙКА: Как показывает практика прокуратуры, в системе госзакупок существует очень много проблем. С начала 2010 года прокурорами было обращено повышенное внимание на эту сферу. За девять месяцев выявлено 26 тысяч нарушений законов (рост на две третьих), к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 7700 должностных лиц (рост в два раза), по материалам проверок возбуждено более 100 уголовных дел. Как мы считаем, одних прокурорских усилий мало – госзакупки должны постоянно находиться в поле зрения всех правоохранительных органов.

Д.МЕДВЕДЕВ: Надо последовательно наводить в этой сфере порядок. Речь идёт о любой сфере, где тратятся государственные деньги. Кстати, речь идёт не только о закупках каких-либо товаров, но и о приобретении работ и услуг. Это абсолютно то же самое. Только там ещё проконтролировать труднее, потому что оценить соответствие стоимости услуги реальным рыночным оценкам гораздо сложнее.

Но о завышении [стоимости] работ, о том, как в строительном комплексе деньги воруют, мы все неплохо знаем. Поэтому это должна быть системная работа, ещё раз подчеркиваю. И, если говорить о ситуации в регионах, надо самым внимательным образом разбираться с теми, кто причастен, и сажать в тюрьму. Разбираться и сажать в тюрьму. Другого выхода нет.

У нас, в отличие от других стран, нет смертной казни за это. Иногда считают, что это помогает. Но то, что за такие правонарушения должны следовать длительные сроки заключения, ни у кого сомнений вызывать не должно, прежде всего у Генеральной прокуратуры и у Следственного комитета.

Вся стенограмма http://news.kremlin.ru/transcripts/9368