На заседании Совета по развитию местного самоуправления 5 октября 2010 года
Д.МЕДВЕДЕВ: В 2004 году был принят Жилищный кодекс, определивший новые формы управления многоквартирными домами с привлечением управляющей организации или путём создания товариществ собственников жилья. Они создавались для того, чтобы грамотно управлять, грамотно решать проблемы ЖКХ, оказывать людям качественные и, подчеркну, недорогие, разумные по стоимости услуги. К сожалению, надо признаться прямо, эти ожидания оправдались далеко не в полной мере. Естественно, вывеску поменяли, раньше были различного рода РЭУ, ДЭЗы, другие конторы – сейчас они стали называться иначе, называются красиво «управляющими компаниями», но стиль их работы остался зачастую тот же самый; нередки и случаи мошенничества со средствами коммунальных платежей. Деятельность многих таких фирм непрозрачна, зачастую они связаны и с местными руководителями, отсутствует обратная связь с потребителями. А те решения, которые принимаются, в том числе и по самой чувствительной теме – по тарифам, часто просто непонятны, их объяснение не предъявляется, мотивация принятия этих решений людям непонятна. И вот с этим я, например, сталкиваюсь каждый раз, когда посещаю населённые пункты, особенно небольшие, где уровень доходов невелик.
Недавно вот был в Курской области. Основная тема, с которой люди подходили, – это коммунальные платежи. В более крупных городах такого, конечно, нет, но там и безработицы меньше, возможности получить иные доходы лучше. В любом случае мириться с таким положением дел нельзя, надо чётко регламентировать права и обязанности управляющих организаций, усилить их ответственность за неисполнение законодательства, в том числе и за нарушение стандартов раскрытия информации об их работе.
В само благоустройство дворов и улиц необходимо активней вовлекать самих граждан через товарищества собственников жилья, через структуры местного территориального общественного управления и через так называемые социально ориентированные неправительственные организации. В конце концов, очевидная вещь, во всём мире благоустройством во многом занимаются сами граждане, во всяком случае участвуют в этом процессе очень активно и заинтересованно.
Вы знаете, какое отношение к управляющим компаниям, я даже по собственному опыту могу судить. Что ждали наши люди от управляющих компаний, когда они появлялись? Что жизнь изменится за один день, что вот так глаза закроешь – и на следующее утро будет, как в Скандинавии. Появилась управляющая компания, деньги взяли, а результата не видно, в подъезде то же самое, точно так же грязно и кошками пахнет. Вот приходишь к людям, они говорят: «А чего они делают? Ничего не делают, деньги берут». Я понимаю, что зачастую у них завышенные ожидания, потому что состояние нашего жилищного фонда такое, что там любую компанию подведи, естественно, потребуется время. Но люди хотят перемен к лучшему. И именно это доказывает кредитоспособность в широком смысле управляющих компаний как института, который призван навести порядок в этой сфере.