На совещании по вопросам социального обеспечения пожилых людей 24 сентября 2010 года
Д.МЕДВЕДЕВ: Каждому человеку свойственно идеализировать и прошлое, и свою юность, это абсолютно нормально, ничего плохого в этом нет. Но в целом если мы вспомним общую установку прошлых лет, то она заключалась в том, что говорить о пожилых людях в целом было не модно, потому что общество должно быть сильным и здоровым, лучше – молодым, а старики как бы выбиваются из этой категории.
Да, были программы, что-то делалось, но тем не менее установки на то, что это должен быть государственный приоритет, у нашей страны никогда не было. А это очень важно, и очень важно именно потому, что наша страна действительно становится государством зрелых людей. Это означает то, что мы и живём дольше. Но если это сопоставить, конечно, с теми данными, которые имеют историки и специалисты в области геронтологии, то, наверное, это выглядит ещё более рельефно. В любом случае это позитивный процесс, нам к нему нужно готовиться, потому что означает очень сильные изменения самых разных факторов: и фактора здравоохранения, и трудового фактора, и ставит перед нами целый ряд вопросов, на которые у нас ещё нет ответов, включая вопрос о выходе на пенсию. Здесь позиции очень разные.
Значительная часть наших людей считает, что есть пенсия по старости, по возрасту, здесь вопрос не в терминологии, хотя, конечно, кому-то что-то нравится, кому-то нет. И она должна быть использована. Например, в выступлениях учёных сквозит мысль о том, что и возраст нетрудоспособности не надо устанавливать и так далее. Это, конечно, крайняя позиция, в силу понятных причин государство на неё пойти не может, потому что всё равно усреднённые критерии применялись и будут применяться. Но то, что нам нужно в значительной мере переосмыслить целый ряд базовых подходов, это абсолютно точно.
Правительство к этому готовится. Безусловно, это потребует большой дискуссии, большого обсуждения в обществе, потому что это касается огромного количества людей.