На совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года
Очевиден тот перекос, который образовался в начале 90-х годов в силу самых разных причин, социальных, демографических, экономических, перекос в сторону высшего образования. И очевидная нехватка специалистов, выпускников начального и среднего профессионального образования.
Я помню, меня искренне удивила ситуация, когда я посещал одно из таких очень продвинутых, современных ПТУ, выпускники которого занимаются впоследствии вопросами обслуживания наших трубопроводных систем. Это современное профессиональное учебное заведение. Я посмотрел на тех, кто там учится. Один товарищ меня просто заинтересовал. Сидит такой дяденька, лет 27, наверное, 29. Я подошёл, спросил, что он здесь делает. Он говорит: «Я учусь, у меня есть высшее образование, оно мне не нужно. Мне уже много лет, я хочу получить образование в ПТУ. Я буду получать после этого профессионально-технического учебного заведения нормальные деньги для того, чтобы содержать себя и семью». Вот такой абсолютно рафинированный пример того, как мы нерационально расходуем деньги на подготовку специалистов, люди сначала идут, учатся в университетах, а потом получают совсем другое образование. И, во-вторых, это пример того, как девальвировалось, соответственно, высшее образование, а, с другой стороны, что нужно делать в направлении укрепления среднего специального образования.
Подготовка специалистов должна вестись с учётом реальных потребностей экономики в условиях модернизации нашей экономики. Чтобы профессионально-техническое образование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны регионально-отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах. То есть нужен чёткий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны. И ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с предпринимательским сообществом.
Очевидно, что без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе. Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни. Здесь не может быть абстрактных разговоров.
Там, где уже сегодня сам бизнес финансирует свои профессиональные учебные заведения, это очень хорошо. В этом случае они сами определили, как им работать дальше, какой контингент преподавателей иметь, какие финансовые инструменты использовать, какие зарплаты платить. Но в ряде случаев бизнес ещё не готов к этому. Нужно набирать пул из местных представителей малого и среднего бизнеса, которые ориентированы, например, на те или иные профессии. Те же самые строительные ПТУ: в каждом регионе есть десятки подрядчиков, относительно небольшие региональные подрядчики, которые нуждаются в квалифицированных кадрах, – надо, чтобы они принимали на финансирование, частичное финансирование, образовательную сеть.
Я поддерживаю идею реализации мероприятий, которые должны бы способствовать повышению престижа рабочих специальностей. Это войдёт и в поручение по итогам Государственного совета, включая возможности использования социальной рекламы, ознакомления учащихся с перспективами трудоустройства. То есть это должна быть современная система мониторинга и современная система поиска и распределения. И меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Вся стенограмма http://news.kremlin.ru/transcripts/8786/work