Личностно-ориентированное образование – гуманистический тип образования, обеспечивающий развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов, предоставляющий свободу выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализации личности в культурно-образовательном пространстве.
Целью личностно-ориентированного образования является человек культуры, т.е. такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества (Е.В. Бондаревская).
Основополагающее свойство целостного человека культуры – его способность к культурной идентификации, т.е. осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих). Для студента российского ВУЗа полем культурной самоидентификации и самодетерминации является русская национальная культура. Ценностные основания и целевые установки личностно-ориентированного образования связываются с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности.
Для современной духовной жизни российского общества весьма актуально обоснование идеи, способной сплотить нацию. Патриотизм в структурном отношении представляет собой диалектическое единство связанных между собой элементов: патриотическое сознание, патриотическое отношение, патриотическая деятельность и патриотические организации. В патриотизме определяющей является его деятельная сторона, так как именно в ней происходит трансформация сознания в отношение,а затем в конкретные дела. Истинный патриотизм – это любовь к Родине не на словах,а в поступках. На мой взгляд, ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а изучение курса «русская философия» станет одним из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для их приобщения к истокам русской народной культуры.