В настоящее время остро стоит проблема обеспечения безопасности на дорогах. Одним из направлений ее решения - проектирование, строительство дорог "общемирового" уровня. Одним из условий обеспечения качества и надлежащего уровня дорог - приведение нормативной базы, созданной еще в 60-е годы 20 в. в соответствие с современными "импортными" нормами, такими как AASHTO, RAS. Однако, не в даваясь в подробности, стоит отметить, что "перевод" зарубежных норм и их применение может натолкнуться на серьезные практические трудности. Принципы, заложенные в "западных" нормах, строятся не на табличных значениях, а представлены в аналитических формулах, расчет дороги с помощью таких формул требует определенного количества усилий и времени, которого зачастую нет в современных условиях в проектных организациях. Дело в том, что нормирование нельзя рассматривать изолированно. Требование выполнить проект дороги в пределах финансового года и в наст. вр. проблематично, а с переходом на новое нормирование станет вообще невозможно. Нужно хорошо понимать, что качество "западных дорог" - это результат многолетнего планирования и проектирования. Проект "западной" дороги разрабатывается в течение нескольких лет, рассчитывается (с применением вышеозначенных норм), проходит множество ступеней контроля - и это единственно правильная практика. В настоящее время, как практикующий инженер, могу отметить: конкурс на выполнение ПИР выигрывает тот, кто предложит меньший срок выполнения этих работ. При этом, ни о каком качестве и речи быть не может. Хватило бы времени выполнить изыскания, сам проект, пройти всевозможные согласования, экспертизу.
Сам по себе переход на нормы проект. дорог по зарубежным стандартам, без более системных преобразований, не только не полезен, но и вреден. Необходимо не только стремиться к переходу на "совр." нормы, а более тщательно подходить к планированию будущего строительства, исключить практику проведения торгов по принципу "кто быстрее".
С ув. аспирант МАДИ, Косцов А.В.