Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Сегодня идет обсуждение размера будущих бюджетных ассигнований на модернизацию российской армии (сумма составляет от 13 до 36 млрд. рублей в перспективе). Обращаю Ваше внимание на то, что, по оценкам, активы, которые могут быть свободно реализованы МО РФ без ущерба для обороноспособности страны, составляют сумму в 1,5 - 2 раза превышающую 36 млрд.
Откуда средства?
По "советским" нормативам, к каждой боевой единице (танк, самолет, корабль) поставлялось до 2,5 единиц "в разборе", т.е., в виде ЗИП (запасных инструментов и принадлежностей). Так, на примере боевого корабля, при сдаче единицы в эксплуатацию, на складах Министерства обороны (МО) формируется следующий состав ЗИП:
- ЗИП центральных складов хранения;
- ЗИП берегового хранения;
- бортовой ЗИП.
Статистика показывает, что по образцам вооружений, которые эксплуатируются МО РФ сегодня, показатель оборачиваемости такого ЗИП достаточно высок, что говорит о том, что МО заказывает именно то, что используется для текущих ремонтов. По "советским" же запасам, наблюдается диаметрально противоположная картина - оборот составляет не более 2% в год. Это объяснимо, т.к., склады достались современному МО РФ от МО СССР и значительная часть вооружений, к которым поставлялись указанные ЗИП уже списаны из боевого состава армии и флота, но (!) это - НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ тонн хранения металлосодержащих изделий (в. т.ч., цветных), не говоря уже о том, что в поставках таких ЗИП, как изделий, заинтересованы страны, до сих пор эксплуатирующие советские образцы вооружений (Азербайджан, Алжир, Вьетнам и т.д.).
Что мешает воспользоваться указанными активами для увеличения финансирования армии и флота за счет "внутренних" резервов?
1. Отсутствие электронного учета (карточный учет) запасов;
2. Отсутствие практики проведения регулярной "сквозной" инвентаризации на складах;
3. Отсутствие политической воли руководства МО РФ разобраться с этой проблемой.
Неоднократно говорилось о том, что страна, к сожалению, находится в режиме "ручного" управления Президентом, Председателем правительства, Правительством РФ. В связи с этим, считаю, что до тех пор, пока вопрос о проведении инвентаризации по складам и базам МО РФ не будет выражен в виде конкретного поручения министру обороны, ситуация не сдвинется с места, а МО РФ будет требовать дополнительных бюджетных ассигнований, имея собственные источники закрытия необходимых потребностей. Вопрос, кстати, упирается не только в денежные средства, которые МО просит в перспективе на модернизацию, но и в существенную экономию сегодняшнего бюджета, избыточно расходуемого на поддержание "ненужных" складов и баз.