Самая опасная форма безнравственности – это коррупция, с которой мы наконец-то стали реально бороться. Строительно-разрушительный бизнес, сложившийся вокруг объектов культурно-исторического наследия, - это один из главных коррупционных клубков, в котором тесно переплелись «инвесторы», чиновники (муниципальные и «от культуры»), проплаченные «эксперты» и судьи. Но этот «клубок» проще всего «развязать». Достаточно сделать действительно открытыми и прозрачными решения, принимаемые в этой сфере, предоставить общественности реальный контроль за этими решениями и повысить ответственность за нарушения и злоупотребления в этой сфере.
Один из разделов Вашего блога называется: «Какие природные богатства передадим будущим поколениям?». А какие культурные богатства мы передадим будущим поколениям? (кстати, во многих музеях-заповедниках объектами посягательств являются именно природные ландшафты). Думаю, с такими темпами уничтожения, от этих богатств скоро ничего не останется. Или мы продолжим практику, когда каждое поколение «создаёт свою историю и культуру», разрушив предыдущие «до основания»? Так и в каменном веке скоро можно оказаться.
Между тем, это богатства и в «утилитарном», экономическом смысле, которым мы бездарно пользуемся. Последнее время много говорят о развитии туризма, о том, что это может быть сфера экономики, приносящая солидный доход. Конечно, как и в целом для экономики, «больное место» этой сферы – инфраструктура. Но последнее время разговоры о туристической инфраструктуре «задвинули в дальний угол» вопрос, ради чего эта инфраструктура создаётся. Создавая инфраструктуру, мы продолжаем уничтожать объекты культурно-исторического наследия, для обеспечения посещения которых эта инфраструктура нужна.