1. Добиться обозначенной цели можно решив ряд ключевых проблем построения электронного правительства (ЭП), но кто и когда этим будет заниматься (упомянутый Президентом «следующий год» уже настал)? Например, глобальный реинжиниринг процессов госуправления; полномасштабное развитие инфраструктуры электронной цифровой подписи (ЭЦП) и т.д. Но центр отдал на откуп регионам разработку проектов ЭП, в том числе электронных паспортов (с сертификатами ЭЦП). Заведомо несовместимые решения, реализуемые в регионах, приведут в данной сфере к повторению истории строительства Вавилонской башни. Руководители регионов уже наперебой отчитываются об успешной реализации региональных проектов ЭП в СМИ, фактически воздвигнув много «потемкинских деревень»;
2. На пресс-конференциях министров и губернаторов массово используется подмена понятий: разработанная чиновниками концепция подразумевает по существу создание «электронной справочной», а не ЭП, лишенной функций автоматизации управления на основе передовых информационных технологий;
3. По поводу суперкомпьютеров в госуправлении – чтобы что-то автоматизировать, это должно быть сначала формализовано и алгоритмизировано. Формализация многих бизнес-процессов госуправления, по крайней мере, на региональном уровне, такова, что не только суперкомпьютеру, обычному ПК применения не найдется – эффективно можно использовать только калькуляторы. Суперкомпьютеры могут «сойти с ума» («зависнуть») от неразрешимых логических противоречий в управлении нашей необъятной родиной;
4. Решить поставленную задачу невозможно не отказавшись от принципа «лоскутной автоматизации», основного в российском ЭП.
В заключение: с начала 2000-х выступаю на научных конференциях по данной тематике, в 2004 защитил докторскую. Почти на всех подводных камнях (о которых я предупреждал в выступлениях и статьях), те, кто строит наше электронное правительство, уже успели поскользнуться. Я не в обиде, обидно, что обещание Президента не будет реализовано.