Субъектом взяточничества с одной стороны всегда выступает взяткодатель, а с другой –коррупционер, т.е. должностное лицо, берущее взятку.
Когда в обществе доминирует принцип равенства, то какую-то часть этого общества обязательно раздирает желание пролезть без очереди. Эта часть умеет получать доходы, значительно превышающие затрачиваемый труд, и в силу этого они с лёгкостью готовы поделиться такими доходами с кем нужно для приобретения материальных благ вне очереди. Таким образом, они покупают у должностных лиц незаслуженные привилегии перед остальной частью общества, иными словами платят за неравенство. В условиях превышения потребностей над возможностями, (а это – величина, прямо противоположная ощущению счастья) люди начинают осознавать, что кто-то крадёт у них и ту малую толику этого счастья, которое они зарабатывали своим трудом и не желая оставаться в дураках с обесценивающимися деньгами, берут пример с первых. Происходит цепная реакция.
Законодатель, видя такое повальное желание людей дать взятку за внеочередное получение благ и не в силах противостоять ему, как и подобает «хорошему командиру», принимает решение возглавить этот процесс. Так мы получили принцип субсидированного обеспечения граждан жильём в обход остальной, неимущей части очередников.
Вначале этот принцип стыдливо внедряли как меру, способствующую удовлетворению потребностей в жилье остальной части нуждающихся (так нам говорили), но почему то очереди для малоимущих как были длинною в 20 лет так и остаются и жильё всё дорожает. А принцип субсидированного обеспечения жильём так прижился, что его сделали практически единственно возможной формой выполнения большинства государственных обязательств, когда то гарантировавших гражданам бесплатное жильё.
Какой же смысл бороться с коррупцией, если главный коррупционер – наше государство с его современным законодательством, узаконившим торговлю принципом равенства?